Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Мины

Масса мины — 5,2 кг; диаметр 200 мм; высота — 145 мм. Масса заряда не указана, но он явно составляет не менее 2 кг, что было вполне достаточно для борьбы с лёгкими танками того времени.

Фирма-разработчик произвела опытный подрыв под танкеткой, в результате чего силой взрыва танкетку перевернуло, а фотографии экспериментального подрыва были помещены в рекламный проспект мины. Также в проспекте было указано, что вместе с первой поставкой мин будет прислана подробная инструкция к мине, а также методика её установки.

Британские военные не заинтересовались данной миной и от неё отказались. Фирма пыталась продавать мину за границу, но безуспешно.

24 октября 1934 г. компания «Vickers-Armstrong Limited» обратилась в Отдел вооружения Управления снабжения Военного министерства Латвии с предложением о продаже 500 мин по цене 3 фунта 15 шиллингов за 1 шт., срок поставки — 9 недель, или 10ОО мин по цене 3 фунта 10 шиллингов за 1 шт., срок поставки — 12 недель.

В Управлении снабжения справедливо посчитали, что производить мины на месте будет дешевле и быстрее, чем закупать их за границей.



10 декабря комиссия собралась вновь и составила акт об испытаниях переделанной дорожной мины Витолса и сконструированной им по тех. условиям Роценса противотанковой мины. В целом мины признали пригодными, но в их конструкцию было признано необходимым внести ряд изменений, в том числе переместить взрыватель в лёгкодоступное место, увеличить площадь датчика цели в противотанковой мине и ряд других.

27 марта 1936 г. Арсенал изготовил новые образцы мин, в конструкции которых изобретатель учёл все замечания. По результатам их испытаний 17 августа был составлен акт о том, что они полностью соответствуют своему назначению. 16 октября состоялось обсуждение вопроса о покупке проекта мин. Изобретатель Р. Витолс предложил проект дорожной мины за 2000 Ls и, в случае его покупки, проект противотанковой мины (первого образца) — безвозмездно. Кроме того, в случае покупки проекта, он дополнительно безвозмездно предложил проект противотанковой мины второго образца. Участники обсуждения на месте ознакомились со вторым образцом противотанковой мины и решили, что необходимо его испытать, чтобы решить, какой из представленных образцов противотанковой мины лучше.

Запрошенная цена была невысокой, поскольку мины компании «Vickers-Armstrong Limited» стоили бы в переводе на латвийскую валюту 90-100 Ls/шт., а стоимость изготовления мин на месте оценивалась в 20-30 Ls/шт., то есть стоимость покупки проекта окупалась уже при изготовлении примерно 35 мин.

Заключение по результатам обсуждения было таково:

1) Проект дорожной мины необходимо купить у Р. Витолса за 2000 Ls.

2) Оба образца противотанковой мины необходимо испытать, чтобы окончательно решить, какой из них принять на вооружение армии.

10 ноября 1936 г. чертежи дорожной и противотанковых мин вместе со всеми авторскими правами были приобретены у Р. Витолса Отделом вооружения Управления снабжения. Изобретатель обязался не разрабатывать проекты похожих мин для других лиц и учереждений, и даже не давать советы на эту тему. Кроме мин, он позднее сконструировал (при помощи других технических работников Арсенала) ручной пулемёт, за что ему в 1938 г. было выплачено Управлением снабжения ещё 1000 Ls.



Корпус дорожной мины представлял собой цилиндр диаметром 125 мм и высотой 150 мм. На корпус одевалась крышка высотой 60 мм.

Для приведения мины в боевое положение было необходимо оттянуть вверх конец предохранительной чеки и вытащить её из верхней части взрывателя. При наезде транспортного средства на мину, крыша опускалась вниз, в отверстие в колпаке взрывателя выпадал стопорный шарик, ударник под действием боевой пружины накалывал капсюль-воспламенитель, который приводил в действие детонатор и основной заряд мины.

При попытке снятия крышки с мины без вставленной чеки выпадал стопорный шарик и происходил взрыв мины.

Испытания образцов противотанковых мин затянулись на целый год. Только 4 ноября 1937 г. комиссия сделала заключение, что второй образец лучше первого в плане надёжности срабатывания и безопасности. Однако желательно снизить усилие срабатывания с 500 кг до примерно 300 кг.

Испытания продолжали уже со снаряжёнными минами. Переделанная противотанковая мина испытаний не прошла (акт от 28 февраля 1938 г.). Заряд взрывчатого вещества в мине составлял 0,75-0,8 кг кристаллического тротила, как и было предусмотрено.

Дорожная мина имела заряд из 2,7 кг плавленого тротила, детонатор из 0,024 кг прессованного тетрила. При её взрыве образовывалась воронка диаметром 2 м и глубиной 0,7 м, что считалось достаточным для разрушения проезжей части дороги. Однако, если учесть, что ширина проезжей части магистральных шоссейных дорог составляла не менее 4,5 м, то для полного выведения такой дороги из строя требовался подрыв на одном участке нескольких мин.

Усовершенствованный второй образец противотанковой мины, всё-таки довели до ума, и её испытания, согласно акта от 2 сентября 1938 г., завершились успешно. Для увеличения надёжности срабатывания в мине пришлось применить два капсюля-воспламенителя и два капсюля-детонатора. Наличие двух капсюлей-детонаторов объясняется тем, что вначале при изготовлении взрывателей использовались английские капсюли-детонаторы, однако они давали значительный процент осечек и поэтому их устанавливали по два в мину. Соответственно и ударник имел два жала.

В дорожной мине также сделали два тетриловых капсюля-детонатора (по 43 г каждый), из-за этого заряд чуть уменьшился до 2,6 кг плавленого тротила.

17 октября 1938 г. командующий армией генерал Верткие сообщил начальнику Управления снабжения о том, что противотанковая мина принята на вооружение армии и попросил незамедлительно приступить к её производству, но снова возникла задержка. Производство мин началось только небольшими партиями для испытаний.

18 апреля 1939 г. пришли к заключению, что к противотанковой мине необходимо приделать ручку для переноски. Её сделали П-образной формы из толстой стальной проволоки.

Только на второй день после начала Второй мировой войны Управление снабжения заключило договор с 21 -й Армейской мастерской (так, в целях секретности, переименовали Арсенал) на серийное изготовление мин.

30 сентября 1939 г. Артиллерийская лаборатория (22-я Армейская мастерская) была извещена, что в ближайшее время поступит первая партия из 500 противотанковых мин, и требуется их срочное снаряжение взрывчаткой. Темп изготовления противотанковых мин в начале производства составлял 500 шт. в неделю.

18 января 1940 г. командующий армией генерал Верткие утвердил «Временную инструкцию по применению противотанковых мин», которая была отпечатана и разослана по воинским частям.

12 февраля 1940 г. начальник 22-й Армейской мастерской направил письмо начальнику Отдела вооружения Управления снабжения с предложением: вместо двух капсюлей-детонаторов с 0,5 г гремучей ртути — ставить в противотанковые мины только один. Это было связано с тем, что старые не особо надёжные капсюли-детонаторы ританского производства закончились, а изготовлявшиеся уже самой Латвией капсюли-детонаторы надёжно срабатывали. В большей степени это было связано с тем, что в самой Латвии было всего 85 кг гремучей ртути, и она требовалась для производства и других детонаторов. Латвийская промышленность гремучую ртуть не производила и импортировала её из-за границы, но, в связи с началом мировой войны, это стало невозможным.

4 апреля, после повторного запроса, было разрешено устанавливать только один капсюль-детонатор, и внести соответствующие изменения в конструкцию взрывателя.

Кроме боевых противотанковых мин, Сапёрный полк запросил изготовление учебных и учебно-имитационных мин (при срабатывании мины выделялся цветной дым).



5 февраля 1940 г. был предусмотрен заказ следующих 25000 шт. противотанковых мин.

Проектом штатов военного времени для сапёрной роты дивизии была предусмотрена (во взводе командира роты) однобрусная повозка для перевозки 55 шт. дорожных мин весом по 3,5 кг. При мобилизации было предусмотрено из существовавшего Сапёрного полка сформировать по одной сапёрной роте для каждой из дивизий (включая три дивизии, развёртываемые при мобилизации в дополнение к четырём дивизиям мирного времени). В мирное время дивизии таких рот не имели, а запасы дорожных мин хранились в управлениях дивизий. В управлениях трёх дивизий хранился двойной запас дорожных мин, с расчётом на дивизии военного времени. В Земгапьской дивизии дорожные мины по каким-то причинам хранились в одном из пехотных полков.

Данные по количеству мин в частях Латвийской Народной армии на 20 августа 1940 г. представлены в таблице 1.

Недостатком противотанковой мины было свободное пространство между корпусом и крышкой в сочетании с тремя большими дырками в последней, которые предназначались для пальцев руки при установке нажимной крышки. В это пространство легко мог набиваться грунт, и у мины в лучшем случае повышалось усилие срабатывания, а в худшем — мина просто напросто не срабатывала.

К положительным сторонам мины стоит отнести безопасность при установке, простоту устройства и применения мины. Данные мины мог устанавливать любой солдат после краткого инструктажа. Также взрыватель мины был герметичен и сам взрыватель не имел деталей, находящихся под напряжением, что повышало работоспособность взрывателя.

Небольшой заряд мины объясняется тем, что на вооружении Латвийской армии были танки времён Первой мировой войны и современные на тот момент лёгкие танки. Латыши банально не знали, какие гусеницы имеют современные тяжёлые и средние танки (к тому же, благодаря местным природным условиям, там далеко не везде мог проехать не только тяжёлый или средний танк, но и лёгкий), а в случае необходимости мину можно было просто усилить дополнительным зарядом ВВ. К тому же для более крупной мины требовался больший заряд тротила, а Латвия была страной небогатой, и деньги считать умела.

Боевое применение Латвийских противотанковых мин имело место на территории Литвы. Так как во время летних кампаний 1941 и 1944 гг. происходили прорывы крупных германских (1941) и советских (1944) механизированных соединений именно через территорию Литвы, то вопрос о том, кто именно — Красная армия или Вермахт — ив каком году применил эти мины пока остаётся без ответа. Более вероятно, что мины установила германская армия, но это ещё требует дальнейших исследований.

При рассказе о латвийских противотанковых минах просто нельзя не рассказать про один интересный факт. В начале 1939 г. к латвийскому правительству с предложением приобрести у него чертежи противотанковой мины ТМ-37 обратился представитель фирмы некоего господина Клягина. Господин Клягин оказался русским эмигрантом, осевшим во Франции. Там он быстренько организовал компанию, которая активно распродавала вооружение с Бизертской эскадры, а в дальнейшем стал просто торговать оружием. Представитель фирмы заявил, что данную мину его фирма разработала для Эстонии (он показал фотографии, которые и поныне находятся в латвийском архиве; про наличие чертежей ничего неизвестно), а теперь решила продать её и Латвии. Видимо, Клягин каким-то образом узнал, что латвийское правительство выделило деньги на изготовление мин и таким образом попытался урвать часть этих денег.

Латвийское правительство ничего у господина Клягина не закупило, но фотоснимки его мины натолкнули латышей на то, чтобы к своей мине приделать ручку для переноски.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика