Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Queen Mary 2

Chantiers de I’Atlantique -строитель лайнеров

Chantiers de l'Atlantique, на сегодняшний день одна из крупнейших верфей Европы, располагает мощностями для постройки широкого спектра кораблей и судов, в т.н. круизных лайнеров, автомобильных паромов, судов типа RO-RO , газовозов для перевозки сжиженного газа (LNG), высокоскоростных паромов, фрегатов и корветов, специализированных и научно-исследовательских судов и т.д. За последние несколько лет Chantiers de l'Atlantique превратилась в одного из мировых лидеров на чрезвычайно важном рынке строительства пассажирских судов. За период с 1987 по 2002 год верфь построила для различных заказчиков 29 круизных лайнеров.

Территория верфи занимает площадь в 108 гектаров. Здесь расположены сухой док размерами 415 х 66 м, стапель (470 х 66 м), а также портальные краны с вылетом стрел 130 м и грузоподъемностью 750 и 255 тонн. На предприятии работают более 4000 че-

В период строительства «Queen Магу 2» верфь, помимо выполнения этого контракта, сдала заказчикам 11 пассажирских судов, 2 фрегата и один быстроходный паром.

Прародителем верфи Chantiers de l’Atlantique была Penhoel Shipyard, основанная в 1861 году братьями Перье, владельцами пароходства CGT (Compagnie Generalc Transatlantique). В то время она предназначалась для строительства более крупных металлических лайнеров, нежели ее главный конкурент - верфь в городе Нант (р. Луара).

С 1864 по 1865 год на предприятии были построены 4 парохода длиной 108 м, шириной 13,4 м и максимальной скоростью 13 узлов. В 1881 году в Сен-Назсре была образована новая верфь Les Chantiers de la Loire. А в 1900 году CGT дал финансовую автономию верфи, которая к тому времени становится известным национальным производителем гражданских пароходов и военных кораблей.

В Сен-Назере были построены легендарные трансатлантические лайнеры: в 1927 году «Не de France», в 1935 году- «Normandie», в 1962 году - «France». Компания имеет славные традиции и в военном кораблестроении - на ее верфях были построены такие известные корабли как «Jeanne D’Arc», «Fosh» и «Jean Bart».

В 1955 году верфи Penhofit Shipyard и Les Chantiers de la Loire объединились и образовали новую компанию Chantiers de l’Atlantique. Строительные площадки компании быстро расширялись и приспосабливались к строительству все более и более крупных судов.



С 1970 по 1985 год на Chantiers de I’Atla-ntique были построены 30 танкеров, 27 контейнеровозов и оффшорная нефтяная плат-

В 1976 году Chantiers de l'Atlantique объединяется с ALSTHOM, образуя концерн ALSTHOM-ATLANTIQUE.

В 1984 году, следуя своему стратегическому плану развития, концерн изменил название на ALSTHOM, в то же время Chantiers de l’Atlantique сохранила собственную идентичность и стала одним из семи его подразделений.

В 1987 году закрылась Dubigeon Shipyards в Нанте и ее специализация в области военного кораблестроения и строительства специальных судов перешла концерну.

В 1989 году Chantiers de l’Atlantique стала филиалом GEC ALSTHOM.

В 1998 году группа GEC ALSTHOM была в очередной раз преобразована в ALSTHOM, а ее акции размешены на бирже. Старая верфь ALSTOM Leroux Naval, была объединена с Chantiers de l’Atlantique, чтобы создать морское подразделение концерна - ALSTOM Marine.

Верфи выпала честь постройки «Queen Магу 2» - самого большого пассажирского лайнера в мире. Компания блестяще справилась с заданием в рекордные сроки, еще раз доказав свое лидерство на рынке строительства круизных судов.

амбиции, французские корабелы строят лайнер для своих извечных соперников - англичан. Мог ли кто-либо из их предшественников представить себе такое! Впрочем, создание «Queen Магу 2» как нельзя лучше иллюстрирует процесс глобализации в мировом судостроении: стоили лайнер во Франции, дизели - финские, газовые турбины - американские, движительный комплекс - совместное творение французов и шведов, громадный бульб лайнера изготовили польские корабелы Гданьской судоверфи, навигационное оборудование английское, а 15-футовую самоходную модель лайнера обкатывали в опытовом бассейне Морского научно-исследовательского института Нидерландов (Maritime Research Institute of the Netherlands).

16 января 2002 года в торжественной обстановке был обработан первый лист металла нового лайнера. Во время этого исторического момента присутствовали новый президент компании Cunard Line Памела Коновер3 (Pamela Conover) и Генеральный директор верфи Chantiers de l’Atlantique Патрик Буссьер (Patrick Boissier).

Начался обратный отсчет 694 дней строительства лайнера. С этого момента и почти на два года тысячи рабочих верфи во французском городе Сен-Назер были обеспечены работой. Помимо этого в строительстве судна принимали участие около 800 компаний-субподрядчиков, большинство из которых, конечно, французские. Всего же в создание лайнера прямо или косвенно были вовлечены около 20 тыс. человек.

4 июля 2002 года, в день празднования 162-й годовщины первого рейса первого трансатлантика Кунарда «Britannia», состоялась официальная церемония закладки киля нового судна.

- Сегодняшний день - начало новой эры для Cunard. Мы закладываем не только киль самого большого океанского лайнера, из когда-либо строившихся, но и основу для будущего роста и дальнейшего успеха компании, - заявила Памела Коновер. А Патрик Буссьер добавил, что «Queen Магу 2» станет вершиной судостроения.

По древней традиции, ведущей свою историю из античных времен, в киль судна были заложены две монеты - французская и английская. На счастье. В завершение торжественной части хор театра оперы г. Сен-Назер исполнил гимны Франции и Великобритании -“Марсельезу” и “God save the Queen”, соответственно.

Кроме того, в ходе церемонии Памела Коновер объявила о назначении капитаном будущего трансатлантика Рональда Уорвика (Ronald Warwick).

Строили мы,строили и, наконец, построили...

Главным инженером проекта был назначен Стивен Пэйн (Stephen Payne) - старший корабельный инженер (senior naval architect) английского представительства компании Carnival Corporation. Будущие маршруты лайнера планировались одновременно с его строительством. Это дело было поручено бывшему старшему помощнику «Queen Elizabeth 2» Джерри Эллису (Gerry Ellis).

Размеры лайнера поражают: валовая вместимость 151 400 GT, наибольшая длина - 345 м, наибольшая ширина (по крыльям ходового мостика) - 45 м, осадка 10 м, высота от ОП до верхней части дымовой трубы - 72 м. Чего только стоит один только носовой бульб - конструкция весом в 450 тонн, длиной 30 м и шириной 5 м! Срок службы корпуса судна определен в 40 лет, лайнер классифицирован на Lloyd’s Register.

Следует отметить, что строительство «Queen Магу 2» продвигалось чрезвычайно быстро. Церемония закладки корпуса прошла 4 июля 2002 года, а спуск на воду состоялся уже через 9 месяцев - 21 марта 2003 года! Такие рекордные сроки постройки были достигнуты за счет применения технологии крупносекционной сборки корпуса из так называемых “супер-блоков”, многие достро-Кунард и его трансатлантики

Совсем не так давно, каких-то лет 200 торый мог доставить путешественника через океан, был морской. Суда различного вида и уровня комфортности, либо вовсе без такового, неторопливо, по сегодняшним меркам, перевозили людей и грузы из Старого Света в Новый. Приятными эти путешествия назвать никак было нельзя. Даже “комфортабельные" пакетботы могли предложить своим пассажирам каюты, размер и степень удобств которых соответствовал разве что уровню современных вагонных купе. Добавьте к этому зловонные трюмы, ограничения в пресной воде и горячей пише, антисанитарные условия, инфекционные заболевания как следствие вышеперечисленного - и Вы сможете отдаленно представить себе те тяготы и лишения, которые выпадали на долю путешественников... Решиться на такое могли только отчаявшиеся люди, которые не могли устроить свою жизнь в старушке Европе, но надеялись на лучшее в Америке. Ко всему прочему, путешествие через океан стоило очень немалых денег и зачастую приходилось продавать практически все свое нехитрое имущество для того, чтобы обеспечить себе место на судне.

И все же, призрачная мечта о сладкой жизни за океаном была сильнее страха перед ним: суда уходили полными. Для этой категории пассажиров, как одноразовых клиентов, уровень комфорта и длительность вояжа не играли особой роли, главное - оказаться по ту сторону океана.

Однако вскоре появилась и другая категория пассажиров. Они могли заплатить достаточно денег и требовали за эти деньги максимум удобств, к тому же для них опасное путешествие было своего рода развлечением. Для таких пассажиров главными были скорость пересечения океана (среди них тех, для кого время - деньги) и повышенный уровень комфорта.

Причем, ни первых, ни вторых со временем не становилось меньше. В результате, в 30-х годах XIX века, стала весьма актуальной идея регулярного морского сообщения через Атлантику.

Желание иметь стабильную линию для перевозки почты и коммерческих грузов побудило Ее Величество Королеву Британской Империи Викторию предложить заинтересованным лицам участие в конкурсе на создание и обслуживание первой трансатлантической пароходной линии между Великобританией и Северной Америкой.

Успеха добился Сэмюэль Кунард (Samuel Cunard) из Галифакса, Новая Шотландия. Он был успешным и инициативным бизнесменом и помимо своих деловых качеств имел репутацию исключительного дипломата.

Договор был подписан 4 мая 1839 года, и первоначально обязывал обеспечить на линии три парохода грузоподъемностью 800 тонн и мощностью машин 300 лошадиных сип.

Для успешного выполнения контракта, Кунарду потребовалась помощь инженера Роберта Нейпира, который отвечал за создание паровых машин для новых судов. Кунард также нуждался в финансовой поддержке и привлек для этого трех опытных бизнесменов: Джеймса Доналдсона, Д жорджа Бернса и Дэвида Макивера. Эти пять человек и являются основателями Британской и Североамериканской Королевской пароходной почтовой компании (British and North American Royal Mail Steam Packet Company), позже получившей известность как Cunard Lines.

Первенцем Кунарда стала «Britannia» (спущена на воду в феврале 1840 г.), которая впервые вышла на регулярные трансатлантические перевозки по расписанию 4 июля 1840 года. Этот день и принято считать днем рождения трансатлантических лайнеров.

В дальнейшем компания Кунарда прочно заняла позиции на трансатлантических линиях, успешно конкурируя с другими компаниями, а её пароходы часто становились обладателями Голубой Линии Атлантики - приза, присуждаемого лайнеру за наименьшее время пересекшему Атлантический океан.

Время шло, у больших и шикарных лайнеров появился конкурент - самолеты, Они, конечно, не могли обеспечить столь комфортное пересечение океана, но их скорость делала бессмысленными попытки со стороны судовладельцев и далее выяснять, кто из них быстрее пересечет океан - фаворит в этой гонке уже определился окончательно. Началось массовое "бегство" пассажиров с дорогих лайнеров на не столь комфортные, но гораздо более дешевые и быстрые самолеты. Бывшие ранее в фаворе красавцы-трансатлантики вынуждены были вставать на прикол, а то и вовсе пускались на слом, а компании несли колоссальные убытки.

Но Cunard Line не собиралась сдаваться. Компания пошла на расширение сфер бизнеса. Во-первых, наряду с морскими она занялась авиационными перевозками. Во-вторых - грузовыми. Помимо этого компания стала совладельцем ряда морских буровых установок и, наконец, организовала индустрию круизов - отныне это направление деятельности кампании стало на один уровень с линейными перевозками.

Снобы всех времен всегда отличались страстью к океанским вояжам, кроме разве что тех, кто страдал хронической морской болезнью. И это не удивительно - достаточно один раз побывать на борту лайнера, пусть даже и не океанского, а небольшого речного теплохода, постоять на палубе, глядя как неторопливо проплывают мимо тебя деревеньки и города, почувствовать, как чистый воздух наполняет твою грудь, посмотреть, как багровый диск солнца медленно опускается в воду - и всё! С тех пор не будет покоя в душе, пока снова не вернешься на палубу теплохода и не испытаешь это чув-

Cunard Lines удалось не просто остаться на плаву - в настоящее время это единственная судоходная кампания, осуществляющая круглогодичные трансатлантические перевозки.

Сейчас Cunard Lines является частью крупнейшего международного концерна Carnival Corporation & pic, в который, помимо Кунарда, входят такие всемирно известные операторы на морских круизных рынках Европы, Америки и Австралии как Carnival Cruise Lines, Princess Cruises, AIDA Costa Cruises, P&O Cruises, Ocean Village, Swan Hellenic и ряд других. В обшей сложности эти компании эксплуатируют 77 судов, а до конца 2006 года планируется ввести в строй еще 9 новых судов.

После ввода в строй «Queen Магу 2» в 2004 году и модернизации «Queen Elizabeth 2» компания уверенно смотрит в будущее и рассчитывает усилить свое присутствие на рынке пассажирских перевозок с вводом в строй в 2007 году нового лайнера «Queen Victori 50 тонн краски, часть которой наносили с помощью специальных пушек-распылителей. Общая поверхность покраски составила 550000 м;. Для окраски подводной части корпуса использовались предотвращающие обрастание материалы, безвредные для окружающей среды.

Примерно через пару месяцев “Королева” снова оказалась в доке - на этот раз для монтажа движительно-рулевого комплекса. Хочется заметить, что такое громадное судно за время постройки несколько раз, как говорится “легко и непринужденно”, выводили из дока и ставили обратно - можно лишь восхититься профессионализмом французских корабелов!

25 сентября 2003 года лайнер вышел в море на первую серию заводских ходовых испытаний, которая продлилась четыре дня и проходила недалеко от французского побережья. На его борту в это время находилось порядка 450 специалистов, наблюдавших за ходом испытаний. Было отмечено, что при скорости свыше 29 узлов не наблюдалось никакой вибрации. 29 сентября в 7.15 утра «Queen Магу 2» вернулась в Сен-Назер.

7 ноября лайнер вышел на вторую серию ходовыхиспытаний (т.н. owner’s sea trials), продлившихся до 11 ноября. 9 ноября 2003 года в 18.13 была зафиксирована проектная скорость в 30 узлов. На испытаниях присутствовал главный инженер QM2 Стивен Пэйн (Stephen Payne). Следует отметить, что максимальная скорость, которую способен развить лайнер, ни-

На место катастрофы приехал президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Жан-Пьер Раффарен, чтобы выразить соболезнования всем семьям жертв этого несчастного случая.

Трагический инцидент сразу же дал повод скептикам заговорить о “проклятии” корабля, журналисты тут же окрестили лайнер «Bloody Магу» («Кровавая Мэри»). Снова и снова в прессе стали появляться сравнения нового лайнера с печально известным «Титаником» и пророчества о его скорой гибели...

Но уже через месяц, 22 декабря, состоялась пышная церемония формальной передачи лайнера заказчику и проводов “Королевы” в ее первый рейс до порта приписки - Саутгемптон.

Лайнер вышел в море в 15.30 и отправился к берегам Англии, совершив по пути заход в испанский порт Виго. В районе шотландского острова Арран, продолжая традицию, берущую свое начало в 1936 году, QM2 проверил свои скоростные возможности там же, где проходил проверку первый лайнер «Queen Магу». Там судно прошло на предельной возможности “мерную милю", чтобы точно определить, с какой максимальной скоростью может идти новая гордость кораблестроения. Действо скорее символическое, поскольку абсолютно очевидно, что ни один заказчик не примет судно, полностью не завершив программу испытаний.

26 декабря 2003 года «Queen Магу 2» прибыла в Саутгемптон. Пассажирский терминал Queen Elizabeth II - будущее место “базирования” QM2, был специально реконструирован, чтобы иметь возможность принимать на 50% больше пассажиров. Стоимость работ составила 2 млн. фунтов стерлингов. После модернизации он был повторно открыт 3 октября 2003 года (на церемонии открытия присутствовала Паулина Прескотт, жена заместителя премьер-министра Джона Прескотта) и с тех пор терпеливо ожидал прибытия “Королевы”.

Сразу по завершении всех этих необходимых, но весьма приятных хлопот, лайнер начали готовить к первому трансатлантическому рейсу, который продлился две недели...

Первые мили “Королевы”

Итак, первый рейс или, как его называют,- “maiden voyage” лайнера закончился вполне благополучно и без происшествий. Вместе с тем, некоторые пассажиры, преимущественно американские, остались недовольны соотношением цены и качества предъявленных услуг. В вину компании вменялись недостаточная выучка обслуживающего персонала и наличие в его составе совсем неопытных новичков.

Но больше всего взыскательных пассажиров удивил тот факт, что за весь период путешествия было лишь два вечера, когда пассажирам полагалось надеть “бабочку”. На “прежних” трансатлан-тиках существовала традиция, по которой пассажиры первого класса спускались на ужин в салон непременно в вечерних платьях и смокингах, судовой оркестр исполнял прекрасную классическую музыку, а капитан лайнера сидел за одним столом с пассажирами. Теперь же, как выразился один из участников вояжа, можно опасаться того, что в круизах будет царить “...обстановка убогости, когда официанты одеты лучше, чем пассажиры. Руководство Кунарда, вероятно, опасается, что они не смогут заполнить корабль теми, кто намерен в своих туалетах следовать протоколу, принятому в круизах”.

Тем не менее, несмотря на недовольство отдельных лиц, в последующих рейсах также наблюдался полный аншлаг.

25 апреля 2004 года «Queen Магу 2» и «Queen Elizabeth 2» отправились в совместное плавание из Нью-Йорка в Саутгемптон. Такое произошло впервые за всю историю Cunard Line. Сей вояж че- Капитан

На речном теплоходе, круизном лайнере или роскошном трансатлантике - капитан для пассажиров не просто гостеприимный хозяин. В его руках судьбы сотен людей, всецело полагающихся на его опыт, знания и интуицию. Они полностью вверяют ему свои жизни и капитан не в праве обмануть их ожидания. Пассажиры, в отличие от профессиональных моряков, чужие в жестоком Оксане, и долг любой кампании, предоставившей им места на борту своих судов сделать так, чтобы их путешествие было спокойным и беззаботным. И во все времена - от первых пароходов Кунарда, пересекавших Атлантику под грохот пышущих жаром паровых машин, до шикарной «Queen Магу 2», управляемой “простым" движением джойстика в ходовой рубке, пассажиры даже не подозревают, какую адскую работу делает экипаж и обслуживающий персонал,чтобы удовлетворить все их прихоти. И над всем этим стоит КАПИТАН.

Имя капитана «Queen Магу 2» было объявлено на церемонии закладки лайнера 4 июля 2002 года. Им стал Рональд Уорвик (Ronald Warwick) - один из самых опытных капитанов компании Cunard Line.

Рональд начал свою морскую карьеру в 15 лет - кадетом на борту учебного судна HMS «Conway». Два года спустя он продолжил обучение на грузовых судах, работавших в районе Австралия - Новая Зеландия.

Получив в 1961 году сертификат второго помощника капитана он провел несколько лет, работая в различных судоходных компаниях и приобретая бесценный опыт на судах разных классов.

В 1967 году Рональд становится старшим помощником и вскоре получает сертификат капитана.

Через несколько лет, в 1970 году, Рональд Уорвик окончательно решает связать свою : судьбу с красавцами-лайнерами и нанимается на службу в компанию Cunard Line, где его назначают на должность младшего . штурмана лайнера «Carmania».

Впоследствии он служил на различных судах Кунарда - «Cunard Advcniurcr», «Cunard Countess», «Cunard Princess», «Crown Dynasty». Правда, в командование лайнер он получил лишь в 1986 году, и это была «Cunard Princess».



Но особую роль в судьбе Рональда Уорвика занимает «Queen Elizabeth 2».

В 1975 году, во время первого кругосветного круиза “Королевы”, он был ее штурманом, а затем занимал должность старшего помощника в течение нескольких лет, включая ту пору, когда лайнер был “призван на службу" в период Фолклендской кампании. Кстати, впоследствии Рональду Уорвику еще раз придется принять участие в боевых действиях - уже во время “Войны в заливе" на «Cunard Princess», зафрахтованной американским правительством.

В июле 1990 года Рональд Уорвик стал капитаном «Queen Elizabeth 2». В этой должности он принимал участие в торжествах проходивших на Спнтхедском рейде по случаю празднования 150-й годовщины кампании Cunard Line. В эти дни лайнер посетили Ее Величество Королева Елизавета II и Его Королевское Высочество Герцог Эдинбургский.

Но не только этим дорога Рональду Уорвику «Queen Elizabeth 2». Дело в том, что первым капитаном этого лайнера был его отец, командор Уильям Уорвик (William Е. Warwick). Он командовал им вплоть до своей отставки в 1972 году.

В июне 1996 года Рональд Уорвик был назначен на должность Marine Superintendent of the Cunard Line fleet, a 1 октября 1997 года -постоянным капитаном «Queen Elizabeth 2».

Уорвик написал книгу о своем лайнере, которая была издана в 1985 году, а затем выдержала два переиздания - в 1994 и 1999 годах.

Капитан настолько сроднился с судном, что даже церемония бракосочетания его дочери была проведена на борту лайнера!

26 декабря 2003 Рональд Уорвик был произведен в командоры.

12 января 2004 года он вывел новую "Королеву" Кунарда в ее первый рейс. Так же как когда-то, 2 мая 1969 года, его отец повел в первое плавание «Queen Elizabeth 2»...

Династия Уорвиков продолжает с честью служить компании Cunard Line.

рез Атлантику стал последним для «Queen Elizabeth 2» - лайнер переводят на обслуживание исключительно круизных линий. Прежняя “Королева" словно передала свои права на трансатлантической линии молодой преемнице.

Когда "Королевы” поравнялись со статуей свободы, в их честь был произведен грандиозный салют, спонсорами которого выступили American Express and American Express Travel...

Помимо трансатлантических и круизных рейсов, «Queen Mary 2» активно принимает участие в “общественной жизни”. Во время проведения Олимпийских игр 2004 года «Queen Магу 2» ошвартовалась в греческом порту Пирей, где выполняла роль плавучей гостиницы для туристов, приехавших на Олимпиаду. А в мае 2005 года во время Каннского кинофестиваля на борту лайнера при большом стечении знаменитостей вручили почётную награду “Каннский трофей” Джорджу Лукасу, режиссеру знаменитых “Звездных войн”. На «Queen Магу 2» вместе с Лукасом на кинофестиваль прибыли также исполнители главных ролей в его знаменитом фильме: Натали Портман, Хайден Кристенсен и Сэмюэль Л. Джексон.

Спустя почти полтора года после начала эксплуатации можно сказать, что проект «Queen Магу 2» оказался вполне успешным. Лайнер стал самым популярным пассажирским судном в мире. В какой бы порт он ни заходил, его неизменно встречают и провожают тысячи людей на набережных и на прогулочных судах. Об этом лайнере написаны многочисленные статьи и книги, сняты кинофильмы и телепередачи, а в Великобритании выпущена серия марок специально по случаю его вступления

Не обошлось и без скандала, правда, скорее курьезного. В одном из круизов, большинство пассажиров которого составляли пожилые американцы, десятки кресел на судне, в основном в барах и ресторанах, оказались повреждены под весом излишне грузных янки. Производитель кресел - французская компания, обещала заменить поврежденные кресла и укрепить остальные. Как заявил пресс-секретарь компании, пассажиры самого дорогого судна в мире оказались тяжелее, чем предполагали его конструкторы...

Город в море

«Queen Магу 2» с легкой руки журналистов называют не иначе как "город в море”. И действительно, на 17 палубах лайнера есть абсолютно все - от планетария до виртуальных полей для гольфа, от баскетбольного поля до книжного магазина...

Проект интерьеров жилых и общественных помещений лайнера разработан инженерами конструкторского бюро SMC Design Ltd - английского отделения шведского КБ Tillberg Design АВ.

Компания Tillberg Design АВ, основанная в 1960 году, имеет два офиса. Головной расположен непосредственно в Швеции (г. Викен), а второй (SMC Design Ltd) расположен в Лондоне. Оба отделения работают в тесном сотрудничестве друг с другом, но, вместе с тем, вполне самостоятельны. Основным направлением компании является разработка проектов интерьеров для круизных судов, паромов, а также наземных сооружений - гостиниц, отелей и т.п.

Главным дизайнером помещений «Queen Магу 2» от SMC Design Ltd был назначен Эндрю Коллир (Andrew Collier).

Пассажирские каюты лайнера расположены на 8 палубах (4-6 и 8-12). Всего «Queen Магу 2» способна принять на борт 3090 пассажиров - но это при условии загрузки в каютах низших классов спальных мест в два яруса. Нормальной же считается пассажировместимость в 2620 человек - по два пассажира

Пассажиры размещаются в 1310 каютах, максимально возможное число из которых - порядка 73 % от общего количества - оснащены балконами, что является своеобразным рекордом для судов этого класса. Причем, балконы имеют не только каюты, расположенные в надстройке, но и в корпусе лайнера. Разумеется, все каюты располагают “джентльменским набором” современной мультимедийной техники - телевизорами, выходом в Интернет через спутник, аудиосистемами, имеется возможность интерактивного заказа экскурсий на берегу или, к примеру, просмотра сегодняшнего обеденного меню.

Три десятка кают (различных классов) специально разработаны для маломобильных и слабовидящих пассажиров. У них более широкие двери - для свободного прохода инвалидной коляски, особо оборудованные санузлы, надписи, выполненные шрифтом Брайля. 36 кают предназначены для глухих или слабо слышащих пассажиров.

Для пассажиров, в зависимости от их платежеспособности, предлагаются 10 типов кают.

Два “Гранд Дуплекса” (Grand Duplex), имеющие собственные имена - Balmoral Duplex и Sandringham Duplex. Эти шикарные 2-х ярусные апартаменты площадью 209 м!, расположенные в кормовой части на 9-й и 10-й палубах, имеют собственный балкон и стеклянные внешние переборки с видом на океан. Кроме того, к услугам пассажиров этих кают собственный мини-бар, спортивный зал, две ванные комнаты с джакузи и душевыми.

отделанные мрамором. На “втором этаже” находятся спальня и личные помещения владельца, а “первый этаж” - гостевой, с обеденным салоном, и гостевыми санузлами.

Там же, на 9-й и 10-й палубах, в диаметральной плоскости расположены три “Дуплекса” - Windsor, Buckingham и Holyrood. В целом они подобны “большим” дуплексам, но несколько меньших размеров - “всего” 120 м! (Holyrood -145 м2).

“Королевские” каюты - Queen Магу и Queen Elizabeth (по 145 м2) - левому и правому бортам соответственно. Они занимают всего один “этаж” и имеют собственные балконы. Два других смежных с ними апартамента - Queen Anne и Queen Victoria (по 174 м2) расположены в диаметральной плоскости. Они имеют отличный вид на море, но, как это ни покажется парадоксальным, лишены балкона. Дело в том, что от балконов для кают, расположенных в носовой части надстройки и корпуса, пришлось отказаться из-за опасения, что они могут быть повреждены при эксплуатации лайнера в Северной Атлантике.

Кроме вышеперечисленных жилых помещений в категорию кают первого класса (или категорию “Q”) входят 6 одноэтажных пентхаузов (70 м2) на 9-й и 10-й палубах и 82 блок-каюты (47 м2).

Для самых взыскательных и состоятельных гостей “Королевы” предусмотрена возможность объединения (в различных вариациях) смежных Гранд-дуплексов, Дуплексов, “Королевских” кают и пентхаузов в единые громадные апартаменты. В обслуживание самых дорогих кают входят услуги консьержки и собственного дворецкого.

Следующая категория “Р” (второй класс) - 76 малых блок-кают (Junior Suites, 35 м2).

Категория “В” - 782 каюты Deluxe Balcony и Premium Balcony (25/23 м2) - каюты с балконами, расположенные по бортам судна.

Категория “С” - 62 “Стандартных с видом на море” каюты (Standard Oceanview) площадью 18 м2. Эти каюты расположены на,

12 кают класса Atrium расположены на 5 и 6 палубах. Их иллюминаторы выходят в грандиозное помещение центрального входа (Grand Lobby). А часть палубы 7 над “входом” выполнена застекленной. Честно говоря, чего хотели этим добиться дизайнеры, сказать трудно...

Между прочим, каюты классов “С” и “D” - самые большие (по площади) каюты низших классов из когда либо располагавшихся на британских пассажирских судах.

Пассажиры каждого класса закреплены за своими помещениями для приема пищи.

Общее руководство ресторанами лайнера возложена на одного из самых известных кулинаров мира Даниела Боулуда (Daniel Boulud).

Как это ни печально, но в мире демократии и всеобщего равенства некоторые оказываются “равнее” других. Степень равенства строго пропорциональна уплаченной за билет сумме. Если вы путешествуете в первом (“Q”) классе, то вас ждут в 200-местном ресторане Queen’s Grill, декорированном золотом. Также вы имеете право посещения бара Queen's Grill. К услугам гостей второго (“Р”) класса отделанный серебром 178-местный ресторан Princess Grill. Но, если у вас нет желания принимать пищу в узком кругу избранных, можете заказать обед прямо в каюту, где ваш дворецкий обслужит вас по всем правилам этикета.

Ну а для всех остальных - ресторан Britannia, который назван так в честь первого парохода Кунарда. Поистине громадное помещение на 1347 посадочных мест расположено на 2 и 3 палубах, занимает всю ширину корпуса судна от борта до борта и выполнено в три яруса. Оно призвано вызывать у путешественников воспоминания о подобных помещениях - с широкой центральной лестницей и классическими колоннами, как на старых добрых трансатлантиках. Так что, находясь на лайнере, не забывай-

VIP балкон или в VIP ресторан. Извольте наслаждаться хотя и роскошным - но общепитом...

Правда, если вы не желаете обедать в ресторане, закрепленном за вашим классом можно зарезервировать места в ресторане Todd English, рассчитанном на 212 персон - в “единственном английском ресторане в море”, как пишут в рекламных проспектах.

На лайнере расположено множество баров и клубов, призванных удовлетворить самое широкое разнообразие вкусов и пристрастий. Это и традиционный английский паб Golden Lion, и винный бар Сэра Самуэля и бар-шампанское “Вдова Клико” и коктейль-бар Chart Room... А если вы предпочитаете отдыхать на свежем воздухе - посетите один из баров, расположенных на открытых частях палубы. Кроме того, позавтракать или перекусить можно в 478-местном кафе King’s Court. Вечером это кафе превращается в четыре ресторана - La Piazza (итальянская кухня, 66 мест), 7heCarvery (традиционный британский, 164 места), Lotus (азиатская кухня, 212 мест) и Chef’s Galley (36 мест). Особенностью последнего является большой экран, на который посетителям транслируется весь процесс приготовления блюд.

Ну и как же на английском трансатлантике без традиционного Five о clock tea - пятичасового чая! Этой, истинно английской, чайной церемонией можно насладиться в палубах 4, 5 и 6 в носовой части судна. Как видно из названия, балконы отсутствуют.

И, наконец, категория “D” -Atrium (12 кают) и Standard Inside (281 каюта) - также площадью по 18 м!. Каюты Standard Inside - это так называемые “темные” каюты. Они расположены в диаметральной плоскости корабля, соответственно лишены естественного освещения и не имеют выхода на балконы. Кроме того, большая часть из них выполнена по “купейной” схеме - с двумя спальными местами внизу и двумя вверху.Зимнем Саду, выполненном в колониальном стиле с классическим струнным квартетом, водопадом и живыми цветами.

Желаете потанцевать? На QM2 есть настоящий бальный салон -Queen’s Room - самый большой, из когда-либо устраиваемых на лайнерах! Но если балы не для вас, посетите двухуровневый ночной клуб “G32”. Название клуб получил в честь строительного номера судна, присвоенного ему еще на судоверфи, и это тоже традиция. На «Queen Elizabeth 2» также был ночной клуб, названный по ее строительному номеру - “736”.

А может быть вы предпочитаете джаз? Тогда вам на палубу 9 в Commodore Club. Пожалуй, это самое романтичное место на всем судне, ведь его носовая переборка выполнена застекленной с панорамным видом на океан. Лунная ночь, гладь воды, простирающаяся до самого горизонта, звуки джаза, что может быть прекраснее...

Но истинная гордость «Queen Магу 2» - это планетарий с куполом диаметром 13 метров, впервые сооруженный на борту судна. Его вместимость 150 человек. Планетарий может также использоваться как кинотеатр или лекционный зал, при этом он способен принять 493 посетителя.

Еще одна достопримечательность - это Королевский Театр (.Royal Court Theatre), рассчитанный на 1094 человек. Одна из его особенностей - подвижная оркестровая яма, которая может быть установлена на одном уровне со сценой, увеличив таким образом ее площадь.

Тем, кто даже в морском круизе желает продолжать свое образование предлагает свои услуги Connexions - колледж в море. Его эксперты отобраны Оксфордским Университетом в лучших учебных заведениях и всемирно известных культурных центрах. Здесь вы сможете получить ответ на любой интересующий вас вопрос.

Connexions дополняют самые большие (опять!) “морские” библиотека и книжный магазин на борту лайнера. Здесь вы найдете книги примерно 8500 наименований, причем не только в классическом печатном издании, но и становящиеся все более популярными аудиокниги.

Ну, а если вы и во время короткого отдыха следите за своим здоровьем, пожалуйста! К вашим услугам спа-клуб Canyon Ranch (7-я палуба). Оздоровительные комплексы лайнера занимают площадь 1800 м2. Здесь вы найдете массажные кабинеты, грязелечебницы, кабинеты ароматерапии, сауны, большой бассейн и многое другое.



Кроме внутреннего бассейна, расположенного в спа-клубе, есть 4 плавательных бассейна на открытых частях палуб (6-, 8-, 12- и 13-я палубы). Причем один из них, расположенный на 12 палубе, в случае плохой погоды, может быть закрыт сдвигающейся прозрачной крышей, становясь, таким образом, дополнительным внутренним водоемом. Кроме обычных бассейнов имеются 8 басеейнов-джакузи.

Спортивные средства включают два виртуальных поля для гольфа (golf simulators), баскетбольную площадку (правда, вдвое меньшего размера, чем стандартная), теннисный корт, гигантскую шахматную доску, уже упоминавшиеся бассейны, тренажерный зал... Одним словом, все любители спорта найдут здесь что-нибудь себе по душе. Предпочитаете “пассивный” спорт - на 2-й палубе расположен салон видеоигр.

Но, если вы уже устали от баров, ресторанов,искусства и спорта, можете просто пройтись по бутикам или потратить свои деньги в Empire Casino. Между прочим, азартные игры на деньги запрещены на немалой части суши, и наличие казино на лайнере должно привлекать немало туристов.

Если вы отправились в путешествие с детьми, то можете абсолютно не волноваться. Им будет некогда скучать. Для них созданы все условия - отдельный бассейн, расположенный непосредственно возле игровой зоны, множество игрушек и компьютерных игр. А следить за ними будут самые настоящие строгие английские няни “с рекомендациями”.

Перемещение пассажиров и команды по такому громадному судну были бы чрезвычайно затруднены, если бы на лайнере отсутствовали лифты. Пассажирских лифтов 22. Восемнадцать из них объединены в 4 группы, разнесенные по длине судна. Носовая и кормовая - по 3 лифта, вместимостью по 21 чел. Центральные группы - по 6 лифтов меньшей вместимости - по 12 человек. Четыре панорамных лифта расположены в помещении главного входа (Grand Lobby) и на Эндрю Коллира: “Мы следовали стилю Арт-деко, но не хотели слепо копировать его".

В соответствии с этим, компания Enterprise & Art consultancy of Amsterdam была уполномочена подобрать для оформления интерьеров трансатлантика более 5000 произведений искусства. Примерно 300 работ были созданы специально для лайнера известными мастерами со всего мира. Это скульптуры, картины, гобелены и многое другое. Стоимость только 300 оригинальных произведений оценивается приблизительно от 5 до 7 миллионов долларов.

Экипаж лайнера интернациональный, но абсолютное большинство офицеров - британцы. Жилые помещения экипажа (1253 человека) размещены в носовой части корпуса лайнера.

Техническая сторона вопроса

Главная энергетическая установка лайнера - дизель/газотур-боэлектрическая, суммарной мощностью 118 МВт при полном электродвижении.

Генерирующие мощности судна выполнены по схеме CODAG (Combined Diesel and Gas Turbine), то есть предполагается как совместная, так и раздельная работа дизелей и газовых турбин. Крейсерская скорость порядка 24-26 узлов достигается при работе только 4-х дизелей, а максимальная скорость лайнера, при работе дизелей и турбин превышает 30 узлов. Производимая дизель/ газотурбогенераторами электроэнергия подается как на гребные электродвигатели, так и на судовые потребители.

На судне установлены 4 V-образных 16-цилиндровых дизельных двигателя финской фирмы Wartsila 16V46 EnviroEngines мощностью 16,8 МВт каждый при частоте вращения 514 об/мин (раз-Гражданское судостроение меры каждого дизеля 12,5 х 4,4 х 5,5 м, вес 217 тонн).

Дизель-генераторные установки установлены в двух машинных отделениях. Дизели спроектированы с применением современных технологий, позволяющих минимизировать количество продуктов сгорания. Процесс впрыска топлива контролируется электроникой. Экологические требования стали основными при создании двигателей для круизных судов в последние годы, особенно после того, круизные направления хрупкие экологические :

Аляска. Разработка новых дизе лей была частично финансирова на Carnival. Машинные отделенш расположены в самой корме, в не посредственной близости от торулевых колонок.

Кроме четырех дизель-1 раторов в состав ГЭУ «Queen Магу 2» входят 2 газотурбогенераторные установки General Electric LM 2500+ мощностью по 25 МВт каждая, частота вращения 3600 об/мин. Основа установок - турбины LM 2500+, которые по существу являются модернизированной версией распространенной во многих флотах газовой турбины LM 2500.

LM 2500 - авиационная турбина, “морская версия” которая установлена на кораблях и судах 26 флотов мира, в том числе и ВМС США. Также существует модификация турбины, применяемая в промышленности. Турбогенераторные установки LM 2500 и LM 2500+ применяются и на круизных судах, первым из которых стал «Millennium». Эти турбины по лицензии производятся в Японии и Италии.

Основная борьба за поставку газовых турбин для «Queen Магу 2» разгорелась между Rolls-Royce и General Electric - фирмами, отлично зарекомендовавщими себя в производстве энергетических установок для флота. С одной стороны, турбины Rolls-Royce отличаются высокой мощностью при небольших размерах. Турбины GE - своей высокой надежностью, что было не раз подтверждено при их эксплуатации на кораблях ВМС. “Мы столкнулись с серьезной борьбой за заказ, но LM 2500+ имел преимущество перед всеми, поскольку мы имеем опыт в его применении на флоте. Мы очень рады, что станем неотъемлемой частью этой важной программы", - заявил Карл Мэтсон (Karl Matson), главный управляющий GE Marine Engines.

Газовые турбины были произведены на морском заводе подразделения GE Marine Engines’ Evendale в Огайо. Комплектация газотурбогенераторных установок осуществлялась на GE Aero Energy Products в Хьюстоне (Техас).

Установки LM2500+ были специально разработаны для «Queen Магу 2». Они облегчены и, по сравнению с предыдущими морскими газотурбинными установками, имеют низкий уровень шума и вибрации, что особенно важно, если учесть, что прямо под отделением газовых турбин находится жилая палуба. Малый вес установок позволил разместить их на самом верхнем ярусе надстройки в районе дымовой трубы.

Такое расположение машинных отделений (дизельного и турбинного) позволил высвободить максимально возможный объем для размещения пассажирских помещений как за счет непосредственно машинного отделения, так и за счет шахт приема воздуха и отвода отработанных газов, которые, как известно, у газовых турбин занимают очень большие объемы.

При бункеровке лайнер принимает 5350 тонн топлива для дизелей (9 цистерн) и 3885 тонн топлива для газовых турбин (13 цистерн). Расход топлива составляет 3 тонны топлива в час для дизелей и 6 тонн/час для газовых турбин.

Движительная установка состоит из четырех винто-рулевых колонок типа “Азипод” пропульсивной мощностью 21,5 МВт каждая. Эти установки произведены совместно фирмами KaMeWa и Alstom Powers Motors. Строго говоря, “Азипод” -название, ставшее уже нарицательным (к примеру, как все копировальные аппараты мы называем “Ксероксами”). “Азиподы” «Queen Магу 2» на самом деле называются “Mermaid pod propulsion system”.

Две колонки являются фиксированными и служат только для создания тяги, а две другие, расположенные дальше в корму, могут вращаться на 360 градусов, заменяя, таким образом, традиционные рули.

Стационарные колонки имеют вес 284 тонны, а поворотные 270 тонн. Эти гондолы являются самыми большими и мощными в мире. Кроме того, «Queen Магу 2» является первым судном, оснащенным четырьмя колонками “Mermaid". Колонки были доставлены на верфь 19 мая (первая пара) и 2 июня (вторая пара) 2003 года. Первые испытания системы были проведены 20 августа 2003 года.

Такой пропульсивный комплекс, несмотря на свою дороговизну, конструкторы выбрали не только из-за лучшей управляемости и возможности более рационального использования судовых объемов, но, в немалой степени, благодаря значительному снижению вибрации и шума. Ведь при такой мощности ЭУ и скорости традиционный гребной вал был бы настолько большим и тяжелым, а вибрация от его вращения столь сильной, что это никак не удовлетворяло бы придирчивых пассажиров роскошного лайнера.

В качестве движителей применены четырехлопастные винты фиксированного шага, изготовленные из нержавеющей стали.

В носовой части расположены 3 подруливающих устройства мощностью 3,2 МВт каждое, снабженных специальными закрытиями, чтобы на ходу не нарушать ламинарность потока набегающей воды. Последнее также является новшеством - ранее подруливающие устройства прикрывались только защищающими винты решетками.

На лайнере установлены две пары разнесенных по длине корпуса активных успокоителей качки фирмы Brown Brothers (входящей в состав концерна Rolls-Royce), которая поставляет стабилизаторы для пассажирских судов во всем мире с 1935 года.

Площадь каждого крыла 15,6 м2 (6,25 х 2,5 м), вес установки порядка 70 тонн. Подъемная сила, возникающая на крыле достигает 1070 кН.

Успокоители качки выполнены убирающимися внутрь корпуса судна на время маневрирования в порту, прохода узкостей, швартовки и т.д. Их перевод из походного положения в рабочее и обратно занимает около 30 секунд. По заявлениям разработчиков, применение этих стабилизаторов позволяет уменьшить качку судна примерно на 90%.

На лайнере 14 спасательных шлюпок закрытого (т.н. “танкерного") типа вместимостью 150 человек, способных развивать скорость 6 узлов, два 6-ти местных быстроходных катера (25 узлов) и восемь тендеров на 150 человек для доставки пассажиров к месту высадки, если лайнер из-за большой осадки не может войти в порт и остается на рейде. Тендеры также могут использоваться и в качестве спасательных средств. Посадка и высадка с тендеров производится с палубы № 1, где специально для этого устроены четыре зала ожидания, названные всемирноизвестными районами Лондона -Kensington, Knightsbridge,

Bellgravia и Chelsea. Кроме шлюпок, на лайнере установлены спасательные плоты вместимостью по 37 человек каждый.

Учитывая суровые погодные условия Северной Атлантики, через которую проходят маршруты лайнера, пришлось пойти на некоторые отступления от международной конвенции по охране человеческой жизни на море - SOLAS (Safety Of Life At Sea), согласно которой спасательные средства должны располагаться на высоте не более 49 футов (15 м) от поверхности воды. Однако в конвенции есть примечание, согласно которому при эксплуатации судна в тяжелых погодных условиях спасательные средства могут быть подняты на более высокий уровень. Для обсуждения этого пункта и возможности отступления от положений Конвенции, была организована встреча в Вашингтоне при участии представителей Регистра Ллойда и береговой охраны США (U.S. Coast Guard). В результате приняли решение, согласно которому на «Queen Магу 2» спасательные шлюпки и катера подняты на 88 футов (27 м).

Полная эвакуация пассажиров, по заверениям конструкторов, занимает примерно 30 минут.

На судне три 23-тонных якоря. Два становых и один запасной, за-Азипод

Концепция электроприводного полноповоротного пропульсивного комплекса Azipod является совместной разработкой фирм Kvaerner Masa-Yards и ABB Industry. Пропульсивный блок Azipod состоит из каплевидной гондолы, поворачивающейся на 360°, в которой находится электродвигатель переменного тока, вращающий винт фиксированного шага. Такое решение дает много технических и экономических преимуществ для судов различного назначе-

- увеличение вместимости и полезного объема судна;

- повышение управляемости;

- уменьшение шума и вибрации от работы пропульсивного комплекса;

- меньшее время монтажа и простота установки;

- уменьшение расхода топлива и выхлопа отработанных газов;

- повышение КПД энергетической установки.

Первый прототип установки Azipod мощностью 1,5 МВт был установлен на финское вспомогательное судно «Seili» в конце 1990 года. Затем данная пропуль-сивная установка в количестве двух блоков мощностью 560 кВт была установлена на мелкосидящем речном ледоколе «Rethelstcin», позднее - на двух переоборудованных арктических танкерах «Uikku» и «Lunni» дедвейтом по 16000 т. Эти танкеры переоборудовались финской судоходной компанией Nemarc специально для вывоза нефти с нефтяных месторождений в арктических морях России по Северному Морскому пути. На них были установлены винто-рулевые колонки мощностью 11,4 МВт и углом перекладки 110°. Опыт эксплуатации этих судов в тяжелых ледовых условиях дал положительные результаты: за счет применения “Азипода” повысилась маневренность судов, а также возрос уровень влияния обмыва - потока воды, обмывающий корпус судна при перекладке винто-рулевой колонки, который вымывает битый лед и ледяную крошку из-под корпуса.

Установками Azipod были снабжены круизные лайнеры типа “Fantasy”, принадлежащие компании Carnival Cruise Lines Inc. Эти два судна валовой вместимостью 70400 gt, построенные в Финляндии в 1998 году, были оборудованы двумя комплексами Azipod мощностью 14 МВт, что в итоге дало экономию полезного объема и веса судна. Кстати, гребные винты для этих комплексов Azipod (как и для многих других) были изготовлены на российском ФГУП МП "Звездочка” в Северодвинске.

До появления «Queen Магу 2» самым большим пассажирским судном с пропулься круизный лайнер «Millennium», также построеный на верфи Chantiers de l’Atla-ntique. На нем установлены две винто-ру-левые колонки изготовленные совместно фирмами KaMeWa (подразделение Rolls-Royce) и Alstom Power названные производителями The Mermaid pod propulsion system. Каждая колонка имеет синхронный электродвигатель мощностью 19,5 МВт и винт диаметром 5,75 м.

За эти годы винто-рулевые колонки были установлены на нескольких десятках судов. Появилось множество разновидностей таких комплексов; с одним винтом, с двумя винтами противоположного вращения с разных концов гондолы, “Азипод“, установленный позади традиционных гребных винтов (CRP Azipod “Power Rudder”), “Азиподы”, установленные как в корме, так и в носу ледокольных судов и т. д.

Во многом благодаря успешной эксплуатации описанных выше круизных лайнеров было принято решение об установке подобного пропульсивного комплекса гораздо большей мощности на «Queen Магу 2».

крепленный на волноломе, который, кстати, также спроектирован, исходя из условий эксплуатации лайнера. Якорные цепи (калибр 114 мм) имеют суммарную длину 770 метров, весят 273 тонны и имеют держащую силу 9300 кН.

Система обработки сточных воды от французской химической компании Rhodia работает на основе коагулянтов и флокулянтов.

Противопожарная система лайнера включает в себя 5000 индикаторов, 8350 автоматических огнетушителей и другие средства борьбы с огнем. Правда, в июне 2004 года появились сообщения, что по оценкам экспертов на судне не хватает индикаторов задымления, к тому же при строительстве корабля были использованы материалы, которые не полностью соответствуют нормам противопожарной безопасности. Но пока никаких осложнений, связанных с противопожарной безопасностью лайнера не возникало.

И в заключение, следует сказать еще об одной достаточно важной детали. На 13 палубе находится площадка, предназначенная для приема вертолета, услуги которого могут понадобиться в непредвиденных обстоятельствах.

Заключение

Итак, лайнер находится в активной эксплуатации уже достаточно продолжительное время, а потому можно сделать некоторые выводы и задаться рядом вопросов.

Итак, “откуда есть пошла” новая "Королева” Кунарда? Существует красивая легенда (лайнер только-только “научился плавать”, а о нем уже слагают легенды!) что на самом деле он стал воплощением мечты Президента компании Carnival Cruise Lines Микки Эрисона (Micky Arison). Путешествуя как-то на прежнем флагмане Cunard Line - трансат-лантике «Queen Elizabeth 2», он обратил внимание, что при подходе к очередному порту флотилия из многочисленных местных катеров, яхт и просто лодок и лодочек выстраивается в четкую линию, образуя как бы канал для прохода лайнера. "У них какой-то праздник или случилось что-то экстраординарное?” - спросил он капитана. “Да, сэр, - ответил тот - прибывает «Queen Elizabeth 2».” И так случалось в каждом порту, который они посещали. “После этого я понял, что за легендой была «Queen Elizabeth 2», - сказал впоследствии журналистам М.Эрисон, - И задумался, а нельзя ли возродить эту легенду в XXI веке? И вот теперь пришло время,чтобы воплотить задуманное в металле." Понятно, что за красивой легендой стоит трезвый расчет... Капиталисты люди прагматичные и не будут выкидывать просто так, “за мечту", почти миллиард дол ларов...

Как известно, довольно долгое время отрасль круизных и трансатлантических вояжей находилась в упадке, и лишь в начале 1980-х годов наметились признаки улучшения. Ввод в строй нового гиганта стал для отрасли знаковым количество дымовых труб - чем больше, тем лучше! Говоря о безопасности нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что после печально известного “11 сентября” многие попросту боятся летать самолетами. Борт лайнера почему-то кажется путешественникам более безопасным и недоступным для террористов. Кстати, тогда же в изобилии появились слухи об

Cunard Line стойко продолжала начатое дело.

Скорость для современного круизного лайнера также играет одно из первостепенных значений. Конечно, “Королева” не предназначена для схватки за “Голубую ленту Атлантики”. Побить рекорд «United States» ей не удастся, да это и не нужно. «Queen Магу 2» - судно двойного назначения. Оно предназначено не только для совершения регулярных трансатлантических рейсов со скоростью порядка 30 узлов, но и для сезонных прибрежных плаваний.

Следует отметить, что “круизная” скорость лайнеров в последние годы возросла. Дело в том, что изменилась сама идеология круизов. Пассажир не хочет болтаться целыми днями посреди океана, а предпочитает днем развлекаться и отдыхать на берегу, а ночью спать на лайнере, когда тот совершает переход в следующий порт.

Именно по этой причине судостроители стали устанавливать на круизные суда газовые турбины. Данный тип двигателей обладает малым моторесурсом и экономичностью, но зато имеет большую мощность при небольшом весе и размерах. Газовые турбины (точнее высокая скорость хода, которую они обеспечивают судну) позволяют за ночь пройти гораздо большее расстояние, чем на несобытием. В индустрии круизных путешествий завершился длившийся последние несколько лет депрессивный период, состоялись все запланированные слияния и поглощения.

В последние годы количество желающих провести свой отпуск в морском круизе увеличилось на порядок. Индустрия круизных путешествий сегодня показывает наилучшие темпы роста за последние 20 лет - около 10% в год, и это несмотря на негативную конъюнктуру на топливном и потребительском рынках Северной Америки и Европы. По оценкам экспертов, в ближайшие два-три года увеличение пассажиропотока в отрасли составит в среднем 7,9%, причем Соединенные Штаты обеспечат более половины этого роста.

Исходя из этих оптимистичных прогнозов, Владельцы «Queen Магу 2» рассчитывают всего за

5 лет окупить гигантское судно стоимостью почти $ 800 млн.

Так за счет чего же в наши дни владельцы лайнеров и круизных судов пытаются привлечь туристов? Наверное лишь в начале прошлого века можно было удивить неискушенную публику электрическим освещением, гимнастическим залом и бассейном на борту. Эти “удобства” давно стали нормой. Планетарий и театр на борту? При нынешнем уровне развития техники и технологий это тоже уже не впечатляет избалованную публику. Но что, пожалуй, никогда не перестанет удивлять - это размеры лайнера и его скорость.

Размер лайнера для обывателя ассоциируется прежде всего с его надежностью, комфортом и “непотопляемостью”. Вспомните, как еще в начале прошлого века для эмигрантов одним из решающих факторов при выборе судна было спешных дизелях, увеличив тем самым “оперативную зону действия” круизного судна, что весьма привлекательно для туристов.

Вместе тем, можно предположить что, строительство QM2 -всего лишь дорогой, но хорошо просчитанный рекламный ход, призванный убедить потенциальных клиентов Cunard Line, что компания обладает самым большим, самым роскошным, самым безопасным лайнером в мире. В дальнейшем же можно будет уже так не напрягать свои силы и строить суда поменьше и подешевле.

Во всяком случае, новый лайнер Кунарда «Queen Victoria», первый вояж которой уже анонсирован на декабрь 2007 года, будет несколько меньше QM2. Длина всего 294 м, ширина 32,3 м, валовая вместимость 90000 GT. А вот интерьер лайнера... Он, пожалуй, превосходит в роскоши даже QM2.

Как бы то ни было, опыт эксплуатации QM2 уже можно считать успешным. Загрузка лайнера превзошла все самые смелые ожидания, в портах захода его встречают и провожают тысячи людей (а это свидетельствует о том, что интерес к “Королеве" не угасает). Пожалуй, «Queen Магу 2» стала самым популярным из ныне находящихся в строю лайнеров в мире. Клиент, даже не заинтересованный в пересечении Атлантики на регулярной линии, предпочтет «Queen Магу 2» для совершения круиза хотя бы из-за ее известности. По сути «Queen Магу 2» стала мировым брендом на круизном рынке, на “раскрутку” которого Cunard Line потратила немало сил и средств. И это принесло безусловную выгоду. А станет ли она стратегической -покажет время.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика