Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой
Главная » Электрика » Ящики для громкоговорителей

1 2 3

Ящики для громкоговорителей

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние- годы среди радиолюбителей наряду с увеличением коротковолновой связи получили широкое распространение конструирование и сборка аппаратуры, обеспечивающей высокое качество воспраиэведетия звука. Здесь открывается необъятное поле деятельности независимо от того, покупает ли любитель уже готовые блоки и узлы аппаратуры или же старается тто-возможностн сделать их сам.

Так как возможности и .вкусы радиолюбителей, а также их жилищные условия .весьма разнообразны, а от этого зависит и выбор аппаратуры, необходимо сначала основательно познакомиться с этой интересной областью. Практик, имеющий солидный опыт по конструированию низкочастотных усилителей и знакомый со столярным делом, может сэкономить значительные средства, оформляя ящики для акустических систем или самостоятельно конструируя и собирая узлы усилителей.

Цель настоящей брошюры - дать необходимые отправные данные для этой категории радиолюбителей-конструкторов. Кое-что интересное могут найти для себя и техники по ремонту аппаратуры.

Автор будет считать свою задачу выполненной, если эта книжка поможет популяризации аппаратуры высококачественного звучания и привьет вкус к .высококачественному Воспроизведению музыки.

Фх Кюне



ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Кинга немецкою инженера Ф. Кюпе ;в популярной форме рассказывает о принципах построения и об устройстве современных систем для высококачественного воспроизведения звука в домашних условиях. Автор рассматривает различные схемы предварительных и оконечных усилителей, а также рассказывает об устройстве широкополосных акустических систем и агрегатов. Многие из этих схем и устройств были опробованы автором в действии, поэтому в книге приводятся рекомендации по их налаживанию.

Подготавливая перевод к печати, из текста пришлось исключить как ненужные читателю ссылки на некоторые покупные детали, изготавливаемые зарубежными фирмами (выходные трансформаторы, громкоговорители и т. п.). Кроме этого, в схемах изменены номиналы сопротивлений и конденсаторов согласно действующей в СССР шкале.

Чтобы облегчить читателю изготовление приводимых схем, добавлено приложение, в котором указана возможная замена иностранных радиоламп отечественными.

Учитывая большой интерес, который проявляют наши читатели к литературе о высококачественном [воспроизведении звука, можно надеяться, что данная книга будет встречена с интересом.

М. Ганзбург

ЧТО ТАКОЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ?

Под высококачественным звучанием .понимают (высокую верность воспроизведения. У американцев для выражения этого понятия существует сокращение Hi-Fi (High fidelity), что в .переводе примерно означает высокое качество воспроизведения . В дальнейшем изложении будет применяться термин высококачественное звучание или сокращенно ВКЗ.

За границей этот термин широко используется в (Проспектах и рекламах в самых разнообразных сочетаниях. Например, рекламируют громкоговорители ВКЗ, звукосниматели ВКЗ, а -в одном из иностранных журналов можно было прочитать лаже о средстве ВКЗ для чистки граммофонных пластинок. Следовательно, к этому модному слову нужно относиться с осторожностью и остерегаться необдуманно его применять. В американской терминологии существует вполне приемлемое разграничение между Hi-Fi и нормальным качеством воспроизведения; последнее обозначается commercial quality* (коммерческое качество), л од которым понимают примерно качество звучания довоенного супергетеродинного приемника среднего класса. При этом -имеют -в виду приемник с полосой воспроизведения частот от 120 до 3 500 гц с небольшим подъемом низших частот и коэффициентом нелинейных искажений порядка 5%.

Аппаратура ВКЗ значительно совершеннее. В последнее время полоса частот расширена и составляет от 20 до 20 000 гц, искажения при максимальной громкости ine превышают 1%, а при (воспроизведении верхних звуковых частот коэффициент нелинейных искажений составляет всего несколько сотых долей процента. Сейчас установлено, что наше ухо особенно чувствительно к искажениям на высших частотах. Искажения очень высоких звуковых частот, лежащих частично за порогом слышимости, примешиваются к другим тонам, в результате чего образуются комбинационные частоты около 3 000 гц, а наше ухо обладает максимальной чувствительностью именно ,в этом участке звукового диапазона. Поэтому вся звуковая картина воспринимается искаженной, если искажен один из интересующих тонов, что очень сильно мешает слуховому восприятию передачи.

Из изложенного видно, какие высокие требования предъявляются к элементам звукового тракта. Их можно сравнить с требованиями, предъявляемыми к студийной аппаратуре (электроакустическим установкам, усилителям, громкоговорителям), которая по своей стоимости не доступна частному лицу. Проводимая нпучпо-нсследо-



вательская работа, в результате которой удалось создать сравнительно недорогую аппаратуру очень высокого качества, позволила промышленности организовать (крупносерийное производство высококачественных узлов in деталей. В качестве наглядного примера сошлемся на современные проигрыватели, характеризующиеся минимальной вибрацией.

Радиовещательные компании пользуются непомерно большими агрегатами, размерами с Письменный стол средней величины. Эта громоздкая аппаратура, обладающая большой массой по сравнению с типовыми установками, надежно защищена от возникновения вибрации. В -отличие от этого в конструкции проигрывателей ВКЗ, рассчитанных на массового потребителя, особое внимание было обращено на правильную балансировку двигателя, способ его оптимальной подвески и другие конструктивные особенности. В итоге были созданы проигрыватели, по своему внешнему оформлению и стоимости мало отличающиеся от старых стандартных типов, но значительно превосходящие их по своим характеристикам.

Несмотря а это, комплект установки ВКЗ никогда не может быть дешевым. Любое изделие, входящее в комплект ВКЗ, например проигрыватель, усилитель, громкоговоритель, обойдется дороже, чем аналогичное изделие обычного качества.

АППАРАТУРА ВКЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД

Аппаратура ВКЗ не новинка; новы лишь сам термин и ... возможность ее приобретения. Около 20 лет назад автор впервые услышал на радиостудни передачу в высококачественном воспроизведении. В то время такие опыты демонстрировались только специалистам, и то, так сказать, по секрету . Совершенно ясно, что тогда мало были заинтересованы в том, чтобы радиослушатели узнали, как сильно теряется качество передачи по пути к их приемникам. Ведь в то время еще не было УКВ вещадая!

Передача, которая произвела тогда столь сильное впечатление своим исключительно высоким качеством, велась из соседней студии, в которой играл оркестр; ib помещении для прослушивания была установлена громкоговорящая акустическая колонка размером с большой шкаф. Находчивый звукооператор, изменив конструкцию капсул я, подстроил обыкновенный конденсаторный микрофон на частоту 15 000 гц\ мощный усилитель был рассчитан па 50 вт, но фактически с него снимали не более 3-4 вт, благодаря чему коэффициент -нелинейных искажений был ничтожно мал. Трансформаторы также были выполнены по специальному заказу в опытном цехе и стоили больше, чем супергетеродиннын приемник высшего класса того времени. И, наконец, ib звуковую колонку были встроены специальные громкоговорители, о цене которых предпочитали скромно молчать. Кроме того, точно рассчитанный подъем высших и низших звуковых частот обеспечивал необходимую коррекцию частотной характеристики. В целом воспроизведение было таким, что и сегодня заслуживало бы похвалы.

К сожалению, в то время все эти достижения не могли быть реализованы, так как при передаче по эфиру терялась большая часть динамического и частотного диапазонов; о качестве же грампластинок тех лет вообще не приходится говорить. Таким образом,

аппаратура ВКЗ в тот период оставалась забавной игрушкой в руках немногих специалистов и рекламным экспонатом, который должен был продемонстрировать, чего можно добиться, если бы ...

По-настоящему аппаратура ВКЗ вошла в быт лишь с появлением УКВ вещания, современных грампластинок с их чрезвычайно широким частотным диапазоном и магнитофонов широкого пользования. Ныне ЧМ вешание, граммофонная и магнитная запись обеспечивают так oil же динамический и частотный диапазоны, какие могли быть достигнуты двадцать лет назад лишь на линии длиной в несколько метров, соединявшей микрофон с усилителем для контрольного прослушивания. Этим объясняется то обстоятельство, что техника, известная уже в течение многих лет, лишь сейчас становится достоянием масс.

РАЗНООБРАЗИЕ АППАРАТУРЫ ВКЗ

Как мы увидим ниже, акустическая колонка для аппаратуры ВКЗ имеет столь внушительные размеры, что ее не так просто разместить .в жилой комнате. Уже по этой причине не может идти речи о какой-либо унификации. Если один радиолюбитель имеет достаточно просторное помещение, чтобы установить ib нем акустический агрегат, хорошо сочетающийся с остальной мебелью, то другой в целях экономии места предпочтет иметь звуковую колонку в форме угловой тумбочки или замаскирует свои громкоговорители под выступом подоконника. Такой индивидуальный подход к оформлению еще резче проявляется в электрической схеме установки.

В зависимости от вкуса и возможностей одного любителя вполне удовлетворяет воспроизведение грамзаписи и УКВ радиопередач и, следовательно, кроме комплекта усилителя, ему потребуется лишь УКВ тракт приемника и проигрыватель. Другой любитель, возможно, отдает предпочтение проигрывателю с автоматической сменой пластинок и магнитофону. Точно также для приема AM передач можно дополнительно встроить приемник прямого усиления без усилителя НЧ или при желании слушать AM и ЧМ программы заняться переделкой обычного радиоприемника. Иными словами, здесь возможны разнообразные варианты и поэтому установки ВКЗ собираются, как правило, по функционально-блочному методу. Решение вопроса о том, как скомпоновать установку в единое целое, чтобы она имела приятный внешний вид, предоставляется радиолюбителю.

На рис. 1 изображена блок-схема установки ВКЗ с учетом различных вариантов. В качестве источников программ служат магнитофон, проигрыватель и два отдельных приемника для УКВ ЧМ и AM вещания. Для получения широкой полосы пропускания и лучшего воспроизведения высших звуковых частот в данном случае при приеме AM программ отказываются от супергетеродииной схемы. Поэтому для приема местных станций применяют приемник прямого усиления или приводную радиотрансляцию. Конечно, супергетеродинный приемник оказался бы более чувствительным и избирательным, однако наличие по меньшей мере шести контуров сильно ухудшило бы воспроизведение высших звуковых частот, тогда как двухконтур-ный приемник в условиях местного приема надежно воспроизводит до 8 000 щ п выше.



Источники программ соединены с предварительным усилителем низкой частоты, в котором осуществляется (Выравнивание уровней сигнала (т. е. получение примерно одинаковой громкости всех источников программ), регулировка громкости и коррекция (высших и низших звуковых частот (компенсация частотных искажений). На выходе этого усилителя напряжение звуковой частоты составляет около 1 в. Поэтому линия, ведущая к усилителю мощности, мало подвержена воздействию помех и ее длина может достигать нескольких


Рис. 1. Блок-схема установки ВКЗ.

/ - магнитофон; 2 - электропроигрыватель; 3 - AM приемник; 4 - ЧМ приемник; 5 - линия записи; 6 - предварительный усилитель с коррекцией частотной характеристики и микшерным устройством; 7 - оконечный усилитель; 8 - высокочастотные громкоговорители; 9 - низкочастотный громкоговоритель.

метров. Это необходимо еще и потому, что усилитель мощности, как правило, размещается в ящике для громкоговорителей. Такое размещение выгодно не только с точки зрения экономии места (тем самым используется пустое пространство в акустическом агрегате), по иногда бывает необходимо и по другой причине.

Дело в том, что в усилителях мощности с сильной отрицательной обратной связью при увеличении емкостной нагрузки наблюдаются явления сдвига фазы, © результате чего вместо отрицательной возникает паразитная положительная обратная связь. В случае совместного размещения обоих усилителей нельзя было бы обойтись без подсоединяемого к выходу усилителя провода, идущего к громкоговорителю; этот провод при некоторых обстоятельствах как раз может оказаться такой емкостной нагрузкой. Таким образом, при совместном размещении громкоговорителей и усилителя мощности уменьшаются габариты устройства с коммутацией, четырьмя источниками программ и предварительным усилителем, а с другой стороны в блоке громкоговорителей исключается нежелательный сдвиг фаз в усилителе мощности.

От предварительного усилителя (в нем вместо входного переключателя может быть встроено микшерное устройство) отходит линия к гнезду записи магнитофона. Следовательно, все виды передач, проходящие через предварительный усилитель, могут одновременно записываться на магнитную лепту. При этом линия к магнитофону выводится перед регулятором громкости и регулятором тембра; это делается для того, чтобы положения регуляторов, выбранные для воспроизводящего устройства, не влияли на запись. Итак, в зависимости от условий и личного вкуса слушателя можно регулировать тембр и громкость передачи, причем эта регулировка не сказывается на магнитной записи.

Каждый источник программ соединяется с переключателем, конструктивно объединенным с регулятором громкости предварительного усилителя. Источники программ, за исключением магнитофона, имеющего свой регулятор усиления, не имеют выключателей и регуляторов громкости. Это значительно упрощает управление, хотя и ставит иной раз в тупик любителя, который, изучая схемы усилителей мощности, тщетно пытается найти регулятор громкости.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРИ СБОРКЕ

АППАРАТУРЫ ВКЗ

Желающий заняться сборкой усилителей ВКЗ, должен по меньшей мере отлично разбираться в основных принципах построения усилителей. Совершенно невозможно в каждой отдельной схеме повторять, какие провода критичны, как надлежит выполнять соединение на шасси и что необходимо учитывать в случае замены ламп. В большей степени, чем в какой-либо другой аппаратуре, в усилителе ВКЗ бессистемное соединение на шасси - это смертный грех , который может вызвать самовозбуждение всей установки.

Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании экранированного провода. Совершенно неверно экранировать каждый провод, несущий звуковую частоту. В данном случае чрезмерная предусмотрительность приносит лишь вред, потому что экран и жила провода образуют емкостный шунт, который в высокоомных цепях неизбежно вызывает потери на высших звуковых частотах.

Проектируя шасси, надо стремиться к тому, чтобы обойтись минимумом экранированного провода. Для достижения этой цели необходимо максимально укоротить все провода, несущуе звуковую частоту. Если позаботиться о том, чтобы провода, идущие на входы предварительных каскадов, не были бы слишком близко расположены друг к другу, то экранировать в основном придется лишь цепь управляющей сетки первой лампы предварительного усилителя. В сомнительном случае лучше в 5-10 мм от подозрительного провода установить металлический экран, нежели применять экранированный провод, так как в этом случае паразитная емкость монтажа будет меньше. Вообще при конструировании шасси возникает много интересных задач, решение которых требует смекалки.

Автор обыкновенно делает модель в натуральную величину из миллиметровой бумаги и затем, передвигая по бумаге ламповые панели, пытается найти оптимальный вариант размещения деталей. Работа такого рода невольно заставляет досконально изучать схему, а затраченное на это время с лихвой окупается.

2 Ф. Кюне. 9



С какой тщательностью следует подходить к конструированию и какие последствия может выззать неправильное положенно проводов и паразитные емкости, лучше в.и о пояснить па примере схемы регулятора тембра (рис. 2). такая схема с незначительными изменениями типична для большинства усилителен вкз. данный вариант


рис. 2. типовая схема раздельной регулировки тембра низших и высших звуковых

частот.

принят чуть ли не во всех странах мира. шутки ради немецкие радиотехники не без юмора окрестили эту схему коровьим хвостом , ибо при повороте регуляторов тембра высших (R5) и низших (R2)


-20UCJ i i i i-1-1-1-1-1

50 100 200 Ш В00 1600 3000 6000 ИвОгъ

рис. 3. пределы регулирования частотной характеристики регуляторами тембра, собранными по схеме на рис. 2.

частот концы частотной характеристики поднимаются н опускаются. форма кривой на самом деле оправдывает это зоологическое сравнение (рис. 3).

принцип действия схемы, изображенной на рис. 2, по-видимому, известен большинству читателей. от левой (по схеме) лампы напряжение звуковой частоты поступает на соединенные параллельно цепочки яз^А и CsRsCfr при среднем положении обоих регуля-

торов благодаря последовательному соединению R\Ca и #3с3 происходит деление напряжения в отношении 10: 1. следовательно, через сопротивление R\ подается около 10% напряжения, снимаемого с левой лампы.

если теперь повернуть движок регулятора Ro в направлении к Rit то это отношение для низших частот изменится. так как конденсатор С2 будет замкнут, а конденсатор сз окажется зашунтнро-ванным сопротивлением R%, то характеристика устройства получит



рис. 4. пример монтажа регуляторов тембра,

собранных по схеме рис. 2.

максимальный подъем на низших звуковых частотах. в другом крайнем положении регулятора R2 накоротко замыкается конденсатор с3, а сопротивление R2 шунтирует конденсатор с2, что приведет к ослаблению низших частот. в промежуточных положениях регулятора частотная характеристика будет лежать в пределах заштрихованной на рис. 3 области.

подобным образом регулируются высшие звуковые частоты. в крайнем левом положении движка регулятора R$ в точке Б происходит подъем высших частот (через конденсатор С5). при перемещении движка потенциометра в правое положение включается конденсатор се, ослабляющий высшие звуковые частоты. сопротивление Ri служит для развязки цепей высших и низших частот. если бы этого сопротивления не было, то раздельное регулирование высших и низших частот стало бы невозможным.

наиболее критичный участок схемы - часть провода близ точки £, т. е. провод, соединяющий конденсатор с4 и сопротивления #4 и Rs с управляющей сеткой следующей лампы. наличие сопротивления /?., равного 0,1 Мом, делает этот участок выеокоомным, вел едете чего даже незначительные паразитные емкости .вместе с емкостью анод-сетка следующей лампы могут вызвать значительные потери высших звуковых частот. следовательно, необходимо до минимума сократить длину экранированного провода. для этого все конденсаторы и сопротивления размешают непосредственно у регуляторов, как это показано на рис. 4. чтобы исключить всякие сюрпризы , эту плату, имеющую форму уголка, прикрепляют под шасси так, чтобы точка Л находилась рядом с панелью предшествующей лампы, а панель следующей лампы была расположена близ точки Б. в этом случае длина соединительных проводов измеряется милли-

2* п



метрами ,н необходимость в их экранировании отпачает. Такая конструкция иногда требует удлинения осей регуляторов тембра для удобства управления ними.

В случае невозможности удлинения осей можно пойти по другому шути. Оба регулятора вместе с относящимися к ним элементам схемы прикрепляют на передней панели. Тогда провод Л не экранируется, так как его сопротивление невелико относительно внутреннего сопротивления предыдущей лампы (/?,- триода примерно 10 ком). Поэтому данный участок мало восприимчив к наводкам и, кроме того, входное напряжение составляет, как правило, 1 в и выше. Цепь Б (высо.кюомная вследствие (наличия сопротивления /?4 и по ней проходит лишь 10% входного напряжения) выполняется .малоемкостным экранированным кабелем. Потери на высших частотах компенсируются конденсатором С4 (для более точного подбора его емкости целесообразно применять подстроенный конденсатор).

Для избежания грубых ошибок перед сборкой какой-либо другой схемы нужно хорошо уяснить себе принцип ее действия. Надо признать, что здесь умышленно рассмотрен самый критичный участок схемы и что радиолюбитель, имеющий (Некоторый опыт в сборке усилителей, не встретит каких-либо непреодолимых трудЕюстсй.

Любое изменение, например заменять одну лампу аналогичной другой, надо проверить с большой осторожностью. Такого рода переделки можно рекомендовать лишь весьма опытному радиолюбителю-конструктору. Приняв решение на сборку устройства, стоящего немало денег, было бы неправильно экономить средства на замене л а мп.

СХЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ

УСИЛИТЕЛЬ ВКЗ С УЛЬТРАЛИНЕЙНОИ

ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

На рис. 5 (Приведена схема сравнительно простого усилителя ВКЗ. Это устройство конструктивно объединяет переключатель входов, предварительный усилитель для электромагнитного звукоснимателя с фильтром низших н высших звуковых частот, регуляторы тембра, а также оконечный каскад и блок питания. При наличии высококачественного выходного трансформатора воспроизводимая полоса частот (прп установке регуляторов тембра в среднее положение) имеет линейную характеристику в диапазоне от 50 до 30 000 гц. На частоте 30 гц выходная мощность несколько падает.

Входные гнезда 1,2x3 предназначены для подключения источников программ, дающих сигнал напряжением порядка 500 мв, т. е. для подачи сигнала от магнитофона, от детектора приемника или от пьезоэлектрического звукоснимателя. Гнездо 4 предусмотрено для подключения высококачественного электромагнитного студийного звукоснимателя. Оно соединяется с двухкаскадным предварительным усилителем, собранным на лампе Л5. В зависимости от положения переключателя П2 усилитель может пропускать либо всю полосу частот, либо когда включен конденсатор C]fi,- только средние п высшие частоты. Низшие же частоты, па которых могут возникать виб-


г



рации электродвигателя, заметно ухудшающие качество воспроизведения грамзаписи, срезаются.

Конденсатор Cj7 ib цепи сетки правого (по схеме) триода лампы Ль ,и сопротивление </?2э служат для подъема .низших звуковых частот. В положении 5 переключателя П] конденсатор Си включается параллельно конденсатору Си п подъем низших частот несколько уменьшается. При трех первых положениях переключателя сетка правого (по схеме) триода лампы Л5 замыкается на землю, что позволяет при передаче радиопрограммы или магнитной записи подавлять, помехи со входа звукоснимателя. В положении 4 конденсатор С\-несколько срезает высшие звуковые частоты, в положении 5 этот эффект усиливается. Секция П\п закорачивает входы, которые в данный момент не используются.

Следовательно, при повороте переключателя П\ в положения 1-3 поочередно включаются входы с тем же цифровым обозначением, в положениях 4 и 5-четвертый вход (грамзапись).

Регуляторы тембра (R2Ri), принципиальная схема которых рассматривалась ранее, помещены перед лампой Л\, а регулятор громкости Rs - за ней. Правый триод лампы Л2 выполняет функцию-фазошпвертора, собранного по схеме с разделенной нагрузкой. Оконечный каскад на лампах Л3 и Л4 собран по ультралинейной схеме создающей отрицательную обратную связь в цепи экранирующих сеток. Вторая цепь отрицательной обратной связи идет от вторично/г обмотки выходного трансформатора через сопротивление R2o к катоду лампы Л2. Выходной трансформатор следует подбирать с учетом и м ею щег ос я про м к о г ав op i гте л я.

Потенциометр У?35 в цепи накала ламп предназначен для ослабления уровня фона. Кроме этого, сопротивления R и R37 в цепи накала лампы Л\ понижают напряжение накала до 4,5 в, тем самым уменьшая уровень шумов и фона. Эта несколько необычная схема в течение ряда лет с успехом применялась в цепи накала первой лампы различных усилителей - понижение напряжения накала не сказывалось на работе ламп.

УСИЛИТЕЛЬ ВКЗ МОЩНОСТЬЮ 10 вт

Схема усилителя показана па рис. 6. Регуляторы тембра, аналогичные показанным на рис. 2, и регулятор громкости Я$ помещены на входе усилителя, чувствительность которого около 600 мв.

Каскад предварительного усиления собран на лампе Л\. Верхний (по схеме) триод лампы Л2 работает в режиме усиления. Его управляющая сетка соединена непосредственно с анодом лампы Л} (конденсатор связи отсутствует). Этим исключается элемент сдвига фазы, который при известных условиях мог бы вызвать нестабильность отрицательной обратной связи. Благодаря непосредственной связи управляющая сетка лампы Л2 находится под таким же высоким потенциалом ( + 70 в), как и анод лампы Л\. Поэтому напряжение на катоде этой лампы приходится повышать до 71,5 в. Разница в напряжении (1,5 в) и составляет требуемое сеточное смещение.

Управляющая сетка верхнего триода через сопротивление Rl2 связана по постоянному току с нижним (но схеме) триодом лампы Л2- В результате этого, а также благодаря общему сопротивлению в цепи катода, на оба триода подается одно и то же напряжение

смешения. Управляющая сетка нижнего триода через конденсатор Сю соединена по переменному току с общим -минусом, л. е. лампа управляется не сеткой, а катодом (аналогично каскадной схеме). Так как сигнал ib цепи управляющей сетки нижнего триода сдвинут по фазе па 180° относительно управляющей сетки верхнего триода, к оконечным лампам подводятся напряжения, также сдвинутые по фазе на

W00 с и,.


Рис. 6. Схема оконечного усилителя ВКЗ мощностью 10 вт.

180°. Такой способ поворота фазы отличается высокой симметричностью, хорошим усилением и отсутствием фазовых искажений. Схема оконечного каскада обычна.

Корректирующая цепочка ЛъС$> включенная параллельно нагрузочному сопротивлению лампы Ли И фильтр в цепи отрицательной обратной связи, состоящей из конденсатора С8 и сопротивления стабилизируют отрицательную обратную связь в диапазоне ультразвуковых частот.

Для каскада предварительного усиления подбирают по возможности малошумящпе высокостабильные сопротивления. Величины конденсатора С8 и сопротивления У?ш выбирают с учетом полного выходного сопротивления усилителя из следующей таблицы:

Выходное сопротивление усилителя, ом

С в, пф

#10, ком

4 16

180 82

Выходной трансформатор намотан на сердечнике броневого типа из трансформаторного железа толщиной 0,5 мм без воздушного зазора. Сечение среднего стержня сердечника 28X28 мм. Первичная обмотка состоит из четырех секций, каждая по 1 650 витков провода ПЭЛ или ПЭВ диаметром 0,11 мм. Прокладки между слоями из бумаги толщиной 0,03 мм. Вторичная обмотка состоит из двух секций



no 76 витков в каждой, замотанных двумя слоим проводом той Ж б марки диаметром 0,6 мм с прокладками из бумаги толщиной 0,1 мм.

Последовательность намотки следующая. Первой .па каркас наматывают одну из секций первичной обмотки, затем половину вторичной обмотки, после этого две секции первичной обмотки, потом другую половину вторичной hi последней - четвертую секцию первичной обмотки. Две средние секции первичной обмотки соединены параллельно и намотаны в одну сторону, а остальные -в противоположную. Обе крайние секции также соединены между собой параллельно. Составленные таким образом группы включают последовательно. Последовательно же соединяют и половины вторичной обмотки (при сопротивлении громкоговорителя 16 ом).

УСИЛИТЕЛЬ ВКЗ С МИКШЕРНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Нередко среди радиолюбителей можно встретить людей, увлекающихся магнитной записью и записывающих па лепту небольшие импровизированные сцены. В этом случае целесообразно собрать повременно записывать сигналы от различных источников звукового повременно записывать сигналы от различных источников звукового напряжения. Следовательно, вместо входного переключателя надо


а - схема усилителя; 6 - схема

Рис. 7. Усилитель ВКЗ с

включения согласующего микрофонного г - схема С-звена для подключения

установить регуляторы (по одному па каждый источник звукового напряжения). По этому принципу собран разработанный автором усилитель, схема которого приведена на рис. 7.

Два двойных триода Л2 и Лз, аноды которых соединены через развязывающие сопротивления Rl7y Rl9y R2Q и R2u а катоды -параллельно, позволяют микшировать пять различных источников звукового напряжения. Усилитель рассчитан таким образом, нто для получения выходного напряжения 1,5 в на сетки ламп Л2 и Л3 достаточно подать напряжение около 100 мв. Для удобства обслуживания к каждому каналу можно подключить два источника звукового напряжения. Кроме того, к схеме можно подключать микрофонный усилитель, собранный па лампе Л{. На рис. 7 изображена только одна лампа в канале 1. Каналы 2 и 3 собраны по той же схеме, что и первый.

Благодаря высокой чувствительности (1 мв) усилителя, собранного на лампе Л], можно использовать микрофоны любых типов. Если для подключения микрофона не требуется очень длинного кабеля, то можно обойтись пьезоэлектрическим микрофоном. При кабеле длиной до 200 м применяют электродинамический микрофон, подключаемый через согласующий повышающий трансформатор (рис. 7,6). На рис. 7,б показано ЯС-эвено для присоединения симметричного кабеля, которое можно оформить в виде переходного


микшерным устройством.

трансформатора; п - схема У?С-звсна для подключения симметричного кабеля; пьезоэлектрического звукоснимателя.



штеккора. Демпфирующая цепочка, изображенная па рис. 7,г, может потребоваться для пьезоэлектрического звукоснимателя. Усилитель с таким оборудованием позволяет решать разнообразные задачи микширования.

Обе смесительные лампы Л2 и Лг через переходный конденсатор С]2 подключены к управляющей сетке лампы Л4, включенной триодом. Выходное напряжение с .нее подводится к главному регулятору громкости Язз. служащему для повторной регулировки громкости микшированной звуковой картины. Далее напряжение звуковой частоты через регуляторы тембра низших (/?2б) и высших (Rm) частот подводится к одному из триодов лампы Л5, который компенсирует потерн в цепи регуляторов тембра. Второй триод включают по схеме катодного повторителя, понижая активное сопротивление линии, идущей к оконечному усилителю. Таким образом, в случае необходимости длина этой линии может достигать 20 м. На управляющую сетку последнего триода через сопротивление R2& подается положительный потенциал для того, чтобы лампа работала в средней части характеристики (без искажений) при напряжениях до 2 в и выше.

Колодка для подключения магнитофона позволяет одновременно подключить провода от усилителей записи (гнездо /) и воспроизведения (гнездо 3). В современных магнитофонах имеется такое же гнездо, и, таким образом, магнитофон подключается с помощью одного трехжильного кабеля.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ВКЗ С МИКШЕРНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Предварительный усилитель, схема которого приведена на рис. 8, также имеет микшерное устройство, состоящее из трех каналов, причем к последнему пз них три помощи переключателя П\ может быть подключено четыре вхот.а. Поэтому воспроизведение с микрофона и с электропроигрывателя можно микшировать с одной пз программ, подаваемых на третий канал через переключатель. В отличие от схемы, изображенной на рис. 7, здесь предусмотрен только одни микрофонный усилитель. Это устройство отличается также тем, что в него встроен усилитель грамзаписи, рассчитанный на электромагнитный или электродинамический студийный звукосниматель. Предусмотрена также схема частотной коррекции при воспроизведении.

Вход микрофона рассчитан на низкоомный электродинамический или конденсаторный микрофон с повышающим трансформатором (I : 15). Лампа Л\ включена триодом. Опыт показывает, что эта лампа работает без фона, если ее анод и пентодная сетка заземлены. В данной схеме функцию анода выполняет экранирующая сетка. Работа первой лампы стабилизируется отрицательной обратной связью через конденсатор С[ и сопротивление R\.

Первая лампа усилителя грамзаписи Л3 также охвачена отрицательной обратной связью. С нее сигнал подается на схему частотной коррекции (для большей наглядности схема приведена наверху справа). Двухполюсный пятипозиционный переключатель /72 служит для получения оптимальных характеристик воспроизведения путем


а

ф

ГО IS

РЗ ri О*

с-с

ш

о

а



выбора степени подъема низших частот. С помощью переключателя /7,ч выбирают степень ослабления воспроизведения высших частот.

Третий вход предназначен для подключения магнитофона (МФ) и радиоустановок (AM и ЧМ). Напряжение с трех предварительных усилителей подается на регуляторы \Rl7l R22 -и /?24, которые через сопротивления 20, #23 и R25 соединены с управляющей сеткой первой лампы основного усилителя Л5. Анод этой лампы (непосредственно соединен с управляющей сеткой одного из триодов лампы Лв, который работает в качестве катодного повторителя, понижая сопротивление входной цепи регуляторов тембра и тем самым делая ее менее восприимчивой к фону и потерям на высших частотах. Схема регуляторов тембра образует цепь отрицательной обратной связи. Преимущество такой схемы состоит в том, что она меняет положение точек на частотной кривой, с которых должен начинаться подъем.

Усилитель имеет два выхода. Один из них предназначен для магнитофона, а другой .через регулятор громкости (#37) соединяется с оконечным усилителем.

Интерес представляет способ стабилизации анодного напряжения предварительных ламп. Вместо конденсатора развязки применен стабилитрон на 150 в, 30 ма. Тип лампы не имеет большого значения. Во всяком случае она обеспечивает лучшую фильтрацию, чем очень большой электрический конденсатор.

ВЫХОДНОЙ УСИЛИТЕЛЬ ВКЗ МОЩНОСТЬЮ 20 ВТ

Оконечный усилитель, схема которого приведена па рис. 9, может быть подключен к предварительному усилителю, собранному по предыдущим схемам.

Предварительный и оконечный каскады собраны по известным схемам. Зато оригинально решен вопрос поворота фазы посредством лампы Л2. Правый (по схеме) триод этой лампы выполняет функцию фазоинвертора. Каскад собран по самобаланенруюшейся схеме. Левый триод лампы Л2> включенный по схеме катодного повторителя, поворачивает фазу па 180°. Таким образом, коэффициент усиления этой лампы равен 1.

Отрицательная обратная связь охватывает весь усилитель. Напряжение отрицательной обратной связи снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора и через сопротивление /?23 и конденсатор С\2 подводится к катоду лампы ]. Значения /?2.? и С12 в зависимости от сопротивления промговорителя привечены в таблице.

#гр. ом

С,а. пф

/?й8 0М

3 900

1 200

2 000

В случае применения другого выходного трансформатора эти величины нужно подобрать опытным путем. Сопротивление /?2з сна-

чала берут в 4 раза больше приведенного в таблице П определяет правильность фазировкн вторичной обмотки трансформаторов. При правильной фазировке усиление заметно уменьшится. Затем сопротивление /?2з уменьшают до тех пор, пока не появится генерация (к выходу подключают ламповый вольтметр). Емкость блокирующего конденсатора С12 подбирают такой, чтобы генерация прекратилась. Правда, этого не всегда удастся добиться, особенно если вы-


6) в)

Рис. 9. Схема оконечного усилителя ВКЗ мощностью 20 вт.

а - схема включения вторичных обмоток выходного трансформатора при сопротивлении звуковой катушки громкоговорителя 15 ом; б - то же при сопротивлении в 7,5 ом; в - то же прп сопротивлении 4 ом.

ходпой трансформатор не отличается хорошим качеством. В этом случае необходимо снова увеличить сопротивление 7?2з до такой величины, при которой усилитель начнет работать без генерации. Конденсатор С12 даже при небольшой емкости обеспечит стабильную работу усилителя на пиках громкости. Описанный процесс подгонки иной раз отнимает много времени, но его необходимо выполнять с максимальной тщательностью.

ДВУХТАКТНЫЙ ОКОНЕЧНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

МОЩНОСТЬЮ 20 ВТ

Уже давно начали разрабатывать схемы усилителей, в которых выходной трансформатор не был бы столь критичным, а также схемы, в которых можно было бы вообще обойтись без него. Этим требованиям отвечает схема, в которой аноды оконечных ламп по постоянному току соединены последовательно, а по переменному - па-




1 2 3
© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика