Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Воир

НА ЖИВЫХ КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ ВЕТЕРАН ВОИРОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О «ВОИРОВСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ» ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИ НОВШЕСТВ. АВТОР НАЗЫВАЕТ РЯД МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РЕСПУБЛИКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СССР, ГОДАМИ «ОТДЫХАЮЩИХ»

ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПОДЛИННО НОВОЙ, ТО ЕСТЬ СОДЕРЖАЩЕЙ ИЗОБРЕТЕНИЯ ТЕХНИКИ.

...Чтобы загрузить вертолет Ка-26 минеральной подкормкой, отряжают 20—25 колхозниц. Они ведрами таскают удобрения. Скорей, скорей... Время авиации дорогое. Двигатель в это время продолжает работать, лопасти вращаются — гул, пыль от удобрений вихрится.

Загрузок на каждой базе бывает по пятидесяти в день. Тут, как говорится, есть о чем подумать.



Взялись думать специалисты Молдавского республиканского производственного объединения гражданской авиации Л. П. Котов, Е. В. Ермолаев, кандидат технических наук (ныне преподаватель Кишиневского политехнического института) Ю. Е. Губер и сварщик экспериментального отдела А. Я. Свечкарев. Не буду расписывать суть найденного ими решения, а только теперь 800 килограммов удобрений засыпает в вертолет шнек. Предусмотрено и разрушение «по пути» комьев, и прикрытие, чтоб не выдувалась пыль. Пока есть опытный образец. Испытания погрузчика дали результаты отличные. Читатель уже знает, что на этом месте мы споткнемся. И верно. С серийным изготовлением дело застопорилось. Авторы обратились в совет ВОИР, не поможете ли. Надо получить заключения специалистов, надо выявить спрос... Совет ВОИР взялся.

Что выяснилось: погрузчики только по Молдавии высвободили бы от тяжелого ручного труда ежегодно до четырех тысяч человек, в основном женщин. Экономится горючее — на два половиной часа сокращается время холостой работы мотор каждого вертолета! И — неожиданность — повысится урожайность обработанных площадей Дело в том, что подкормка желательна осенью, но осень самая горячая пора, сбор урожая каждая пара рабочих рук на учете Потому подкармливают обычно зимой или в начале весны, когда народ посвободнее. Во все остальных отношениях это хуже: дождь и снег уносят часть удобрений.

Погрузчик несложно будет изготовить. Опытный образец обошелся всего в 800 рублей, а в серии будет дешевле. Всесоюзный НИИ по применению авиации в народном хозяйстве высказался так: «Погрузчик — один из лучших в стране». Заинтересовались им Украина, Белоруссия, Краснодарский и Ставропольский края, ряд областей РСФСР. Иные поспешили запросить чертежи изготовление берут на себя. Может, они и правы. Налицо редкое единодушие в отношении к новинке. И при всем том изготавливать серийно машину никто не торопится. Совет ВОН проявил изворотливость и настойчивость, когда дело шло о изготовлении и испытании опытного образца, собирая мнения заключения. Он мог бы, пожалуй, добиться, чтоб погрузчики готовили, так сказать, местными силами. Но — для нужд хозяйств республики. А как быть с заказчиками «со стороны»?

Другой пример. Когда обрабатывают культиватором междурядья в садах с молодыми деревьями, их часто ломают рабочим органом. Н. Г. Черненко, Н. Т. Лобида и И, А. Бугай проектно-технологического института «Колхозвинсадпроект» сконструировали такое устройство: тонкий щуп, отходящий вбок от машины, включает гидравлическое устройство, которое отводит агрегат в сторону, если этот щуп коснулся дерева Как только препятствие обойдено, машина возвращается в исходное положение. В результате хорошо, без больших огрехов обработаны междурядья и молодые деревья целы. На испытаниях новинки ручной труд при обработке молодых растении сокращался значительно, высвобождалось 20—30 работников, занятых прошовкой. Устройство показало хорошую надежность. Все это первым делом оценили механизаторы. В хозяйстве «30 лет Победы», где испытывали новшество, по разным причинам успели обработать осенью всего 500 га. Весной познакомиться с устройством сюда приехали специалисты, но авторы не могли найти на складе ни одного экземпляра «щупа»: оказывается, механизаторы, не будь дураки, осенью развезли устройства по домам и хранили там, на следующий год их сможет получить со склада не каждый (бригад несколько, а устройств всего три)Еле уговорили вернуть под обещание изготовить к сезону на всех.



ВОИР решил, что новинка стоящая, «подопрем ее» своим плечом. Организовали семинар для работников разных ведомств нашей республики. Прислали своих представителей и Украина, и РСФСР. Приспособление показали большой аудитории — около 600 человек, среди них было немало партийных руководителей районного звена. Сразу после семинара посыпались запросы, письма Ну что ж, опять знакомая история: 200 устройств, которые по поручению Совета колхозов республики должно было изготовить меж хозяйственное объединение механизации и электрификации Рышкансксго районного совета колхозов, капля в море. После испытаний в 1984 году обещают начать выпуск устройств на Бендерском заводе сельхозтехники для нужд Молдавии. Но как быть с заказчиками из других республик?

Два примера, которые я привел, дают некоторое представление о возможностях ВОИР. Это было нелегко мы мобилизовали все свои «ударные силы», мы просили (и получили) содействия партийных и профсоюзных органов. В итоге нам удается организовать, пусть и не вполне столько, сколько надо бы, но все же в ощутимых количествах изготовление новинок, особо интересных для экономики региона. Разумеется, несколько лучше положение тех новшеств, которые попали в план, Государственный план экономического и социального развития Молдавской ССР. Однако около двух десятков министерств и ведомств республики «отдыхает» от изобретений каждый год. Известны организации, где расходуют лишь половину средств, специально предусмотренных государством на развитие изобретательства и рационализации. Это — Министерство строительства, Совет колхозов республики, Министерство мелиорации и водного хозяйства, Министерство строительства и эксплуатации дорог. Ряд министерств и ведомств, чья деятельность непосредственно связана .с выполнением Продовольственной программы СССР (Министерства пищевой промышленности, виноградарства и виноделия, Совет колхозов) в последнее время снижают показатели по изобретательской и рационализаторской работе. А в республике есть возможность повысить отдачу от технического творчества.

Известно, что внедрение буксует большей частью из-за того, что нет экспериментальной базы. Но хороша производственная база у межхозяйственных объединений механизации и электрификации Совета колхозов МССР. Здесь собраны неплохие в основном специалисты. В мастерских такого типа можно, мы знаем, изготавливать не только опытные образцы по рацпредложениям, но и выпускать мелкие серии наиболее ходких из них. Конечно, в первую очередь идут «свои» новинки. Но им под силу изготовить, например, нужное количество погрузчиков для удобрений или устройств для обработки междурядий в садах, учитывая простоту их конструкций.



Для разработки устройств по изобретениям и рацпредложениям, носящим межотраслевой характер, целесообразно использовать объединения механизации значительно шире — финансировать их деятельность должны все хозяйства района, например, на паях или при долевом участии. Задача организаций ВОИР в том, чтобы суметь сколотить коллектив заинтересованных хозяйств и общими усилиями одолеть трудное дело внедрения. Так что функция общественного контроля в такой ситуации приобретает более активный характер: не регистрировать недостатки внедрения, а координировать усилия многих организаций с целью внедрения. Такая позиция ВОИР поможет успешному решению вопросов, связанных с выполнением Продовольственной программы.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика