Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

В мундире

Подход к оснащению вермахта автомобилями состоял из противоречий.

С одной стороны, военным предлагались сверхсложные полноприводные конструкции, вобравшие в себя самые передовые наработки того времени, но и стоившие немногим дешевле самолётов. С другой стороны таких машин выпускалось мало, и тем, кому их не хватило, предлагалось ездить на массовых дешёвых кюбельвагенах - упрощённых версиях гражданских моделей

Какой сумрачный немецкий гений додумался выпускать на сугубо мирном шасси чехословацкой народной малолитражки армейский автомобиль?! Более нелепого занятия, чем идти в атаку на Tatra 57, выдумать сложно. Эрих Ледвинка, младший сын великого Ганса Ледвинки, создавая на заре 30-х годов XX века вместе с главным инженером завода Tatra Эрихом Убелакером модель 57, вряд ли задумывался о её пригодности к тяготам и лишениям воинской службы. Мне кажется, эти два молодых инженера скорее думали о прекрасных девушках и приобщении их к автомобилю, о преимуществах собственных «колёс» и о том, какие заманчивые перспективы познания мира открывает автомобиль. А ещё о технологичности, себестоимости, плавности хода, экономичности, лёгкости управления, простоте обслуживания и других важных качествах, благодаря которым Tatra 57 быстро снискала популярность у европейской молодежи.



Даже сейчас, спустя три четверти века, попавший к нам на тест белый кабриолет с красным верхом производит столь лёгкое, задорное и дружелюбное впечатление, что невозможно не поддаться его обаянию. Плюс вполне демократичная по тем временам цена в 25 тысяч крон. И у вас ещё возникают вопросы, какой первый автомобиль выбрать, живи вы в те времена в Чехословакии?

МЫ ТЕПЕРЬ СОЛДАТЫ

Немцам Tatra 57 тоже очень нравилась. Тем более что помимо всех обозначенных выше достоинств за годы эксплуатации выявились потрясающая надёжность и неприхотливость этой маленькой машинки. А потому, оккупировав всю Чехословакию и завладев её производственными мощностями за один день, немецкие генералы вскоре распорядились поставить «пятьдесят седьмую» под ружьё. Что и было сделано. Вот только результат получился, мягко говоря, неоднозначный... Впрочем, чего вы хотели? Представьте себе юного столичного повесу, любимчика прекрасного пола, которого вдруг отчислили с третьего курса за неуд по физкультуре и отправили «топтать сапоги» в какую-нибудь затрапезную дивизию. Ведь с машинами - почти как с людьми.

«Мундир немецкого образца» сидит на этом автомобиле странно, тем более когда перед глазами имеется первоисточник. Внешне военная Tatra 57К кажется крупнее и агрессивнее. Такой образ формируют уплощённые и упрощённые детали кузова. Но куда подевались изящество и лёгкость? Что стало с гармонией пропорций? Кажется, что автомобиль вытянули и сплюснули, а для острастки, чтоб не смеялись, снабдили лопатой, парой канистр и «бледной поганкой». Кажется, и ехать кюбельваген должен по-другому! Но это мы ещё проверим, тем более что любой результат сравнения будет интересен: ведь перед нами фактически одна машина в двух обличьях!

Впрочем, если придираться к мелочам и дотошно вдаваться в детали, последнее утверждение верно лишь отчасти. Во-первых, кюбельваген создавался на более позднем шасси 57В, выпускавшемся с 1938 года и отличавшемся прежде всего более мощным двигателем увеличенного рабочего объёма. Во-вторых, при проектировании 57К ему не только «сшили мундир», но и усилили подвеску в расчёте на увеличенную нагрузку и разбитые фронтовые дороги. Именно поэтому у гражданской и военной машин такая огромная разница в дорожном просвете: целых 10 сантиметров!



НАСЛЕДИЕ ГАНСА ЛЕДВИНКИ

В отличие от многих чисто немецких кюбельвагенов, приборную панель Tatra 57 купировать не стали. Куда ж ещё меньше оригинала? Кстати, пусть вас не смущает правое расположение руля на гражданской машине. В довоенной Чехословакии его положение не оговаривалось, а водителю городской малолитражки во многих случаях было удобнее сидеть ближе к тротуару. Зато у немцев главенствовал орднунг: руль должен быть слева, и точка! И его перенесли.

Честно говоря, при такой ширине, как у Tatra 57, расположение руля не принципиально. Я не почувствовал ни малейшего дискомфорта за правым рулём Tatra 57. Отличное ощущение габаритов, достойная обзорность - чего ещё надо? Правда, кабина тесновата. Взаимное расположение руля, сиденья и педалей таково, что не требует регулировок под водителей разного роста. Потому что большинству людей с нормальными антропометрическими пропорциями удобным покажется единственный вариант, когда кресло установлено в крайнее заднее положение. У 57К, кстати, спереди та же эргономика, несмотря на другую форму сидений. А вот сзади ситуация различается очень сильно. Гражданская машина - двухдверная, с ограниченным пространством на заднем диване.

Места мало и ногам, и голове при поднятом тенте. Дай бог, чтобы одному взрослому там разместиться, усевшись полубоком. Зато военный вариант предоставляет задним пассажирам и собственные двери, и достаточно простора. Перераспределение, кстати, произошло за счёт общего удлиннения кузова - база выросла-то всего на сантиметр!

Что особенно удивило в обеих машинах, так это непривычно лёгкий для довоенной техники руль. И в данном случае это объясняется не только малой массой и узкими колёсами. Здесь в качестве рулевого механизма применена... рейка. Совершенно неожиданно! Впрочем, неожиданностей у этой машины с избытком. Это же Tatra! Чего стоит только хребтовая рама, проходящая в гражданской версии прямо внутри деревянного кузова. Да и рессоры, прикрученные прямо к двигателю, тоже удивляют. Зато шасси выходит лёгкое, компактное и технологичное. Есть, правда, на наш взгляд, некоторые перегибы. Машинка невероятно удобна в обслуживании: капот вместе с передними крыльями просто поднимается вверх, открывая доступ к двигателю, КПП и всей передней подвеске, и это плюс. Но при этом расположенный на моторном щите бензобак потенциально пожароопасен, потому что при заправке тоже нужно открыть капот, и постараться, чтобы ни капли бензина не попало на горячие части мотора. А таковых тут много: ребристые цилиндры верхнеклапанной оппозитной «четвёрки» воздушного охлаждения довольно быстро нагреваются, выходя на штатный тепловой режим работы. Кстати, странное сооружение перед двигателем есть не что иное, как вентилятор его охлаждения.

ПЕДАЛЬ ГАЗА - ТА, ЧТО СПРАВА

По меркам своего времени, наверное, эти машины были весьма шустры и задорны. Иначе откуда бы они получили прозвище «гадимршка», в переводе с чешского - «прыткая». Но сейчас, вырулив на шоссе и нажав педаль газа до упора, я ждал, пока придёт время включать вторую передачу. Сзади в том же темпе разгонялась вторая Tatra. Обе не торопились. Оно и понятно: с высоты своего возраста они просто снисходительно позволяли нам поиграть в тест-драйв, совершенно не поддаваясь суете, которую мы вокруг этого разводили. И то верно, к чему лишняя гонка, когда в моторе всего-то 18 сил? Да и 25 «лошадей» кюбельвагена отнюдь не сделали его спорткаром. Весело тарахтя «воздушниками», мы неспешно передвигались по асфальтовым дорожкам. И Tatra вновь преподнесла сюрприз: на грунте динамика и крейсерская скорость остались прежними. Благодаря энергоёмкой подвеске обе машины не потребовали сбросить скорость. В этом они могут дать фору почти всей легковой моно приводной технике нашего времени. Главное - не прозевать крупные ямы!



Как ни странно, гражданская версия справляется с ухабистым бездорожьем не намного хуже. Но только при достаточном опыте водителя и правильном подходе. Юркая и лёгкая на рулёжке машинка может идти галсами, не вывешиваясь на препятствиях, которые нельзя брать в лоб. Ход подвески у неё тоже о-го-го! Так что представляя себе предел возможностей и точно высчитывая в голове траекторию, я весьма уверенно маневрировал на некогда изрытом участке поля. Понятно, что для городской Tatra это было непривычно, но запас проходимости у неё в целом неплохой. Вот только не стоит равнять «57-ю» с полноценными внедорожниками!

Наш тест, конечно, был в большой степени импровизацией. Трудно представить, где бы в войну доблестные красноармейцы и примкнувшее к ним гражданское население могли бы фотографироваться с этими двумя Tatra. Может, это было в конце весны 1941-го, когда ещё немцы-союзники могли пригласить с дружественным визитом делегацию советских военспецов ознакомиться с «самыми передовыми новинками»? В любом случае, этот тест получился своеобразным «отражением» военной Tatra 57К. Красивая задумка, которая в определённых условиях могла бы оказаться гениальной, если б не мелкие нюансы. Впрочем, кто бы что ни говорил, а у нашей тестовой группы, в отличие от гитлеровских стратегов, всё как задумывалось, так практически и вышло, а небольшие нестыковки практически не повлияли на конечный результат.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика