Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Т-34

Б. МОРОЗОВ, заслуженный деятель науки РСФСР профессор.

Т-34 БЫЛА МАШИНА, ВОПЛОТИВШАЯ В СЕБЕ КОНСТРУКТОРСКИЙ, ИНЖЕНЕРНЫЙ, НОВАТОРСКИЙ ГЕН НАРОДА.

Через несколько лет после войны мне как-то попался в руки зарубежный журнал с обычной для такого рода изданий рекламой. Одна из страниц привлекла внимание. На белой глянцевой бумаге бросалась в глаза алея атласная подушечка, на которой, словно бонбоньерке, с драгоценностями, разместился танк - знакомая «тридцать четверка». Подпись гласила «Эта машина выиграла русским вторую мировую войну».

Утверждение страдало некоторым рекламным преувеличением, и все же танк Т-34 в «войне моторов» несомненно сыграл одну из важнейших ролей. Надежды Гудериана, Манштейна, Готта на смертельную мощь танковых клиньев были раздавлены в первую очередь гусеницами Т-34 и тяжелых танков KB, так и оставшимися непревзойденными до самой победы Старинная русская поговорка «клин клином вышибай» оказалась вполне действенной и для танковых сражений, доказательством чему может служить титаническая битва под Прохоровной Здесь, на Курской дуге 57-тонные «тигры» и 45-тонные «пантеры», бронированные чудовища вермахта, спасовали перед нашими стремительными танками.



Я часто вспоминаю военные годы, листая отнюдь не глянцевые листы заводской многотиражки, в которой был, редактором. И сразу перед глазами невольно встают знакомые картины Уральское «горное гнездо» - завод, приникший к горе Высокой, высокие трубы километровые корпуса цеха первенца первой пятилетки принявшего танкостроителей Т-34.

В тесной редакционной комнате всегда было шумно; обсуждались фронтовые сводки, намечался план очереди номера, давались задания редакторам и художникам. Пожалуй, самой нелегкой была газетная рубрика «Против шерсти». Материала для этого сатирического раздела явно не хватало. Без всякого преувеличения можно сказать, что коллектив коминтерновцев совершал в те суровые годы подлинный подвиг. Сейчас даже трудно понять, как у на получалось это сделать. Судите сами. В середине сентября 1941 года началась эвакуация завода на Урал, которой руководил уполномоченный Государственного Комитета Обороны Алексей Николаевич Косыгин. А в декабре 1941 года были выпущены первые 25 танков. В апреле следующего года производство танков перекрыло уровень, достигнутый на старом предприятии. Казалось, что уже пользованы все резервы, полностью нагружен станочный парк, люди работают на пределе человеческих сил. Но страшное лето 1942 года, когда фашистские полчища дошли до берегов Волги, вызвало еще большую ненависть к врагу. В июне за ворота завода выходит в полтора раза больше танков, чем в апреле.

Люди недоедали, многие жили в землянках, некоторые чтобы сэкономить силы, оставались ночевать в цехах. Не верилось, что в этих условиях можно сделать хотя бы на один танк больше. Но в сентябре на завод приходит телеграмма. Центральный Комитет нашей партии обращается к рабочим и инженерам завода с просьбой еще больше увеличить выпуск боевой продукции, чтобы восполнить потери, вызванные тяжелыми оборонительными боями под Сталинградом. Коллектив коминтерновцев ответил на это обращение новыми эшелонами уходящей на фронт техники Значительно увеличенная программа 1943 года была перевыполнена. В 1944 году задание заводу снова повысили. Его опять перекрыли. Ежедневно на фронт уходил эшелон танков. А кроме того, дополнительная продукция позволила оснастить боевой техникой Уральский танковый корпус. Каждый второй танк Т-34, выпущенный страной в годы войны, был сделан на нашем заводе. В мае 1945 года с конвейера сошел 35-тысячный танк. За заводские ворота он уже не вышел, а был поставлен на постамент, как вечный памятник трудового подвига танкостроителей. Бывший директор завода Юрий Евгеньевич Максарев рассказывает: «Впоследствии из-за перепланировки заводской площади постамент с боевой машиной предстояло перенести на новое, более удобное место. Как быть? И вот тогда - 30 лет спустя - снова открыли люки законсервированной машины, заправили ее горючим, и танк заработал! Забилось стальное сердце, которое остановлено было три десятка лет назад. Машина своим ходом сошла с постамента, круто развернулась и поднялась на новый пьедестал». Вот какой надежности танк был сконструирован советскими инженерами и изготовлен уральскими рабочими Есть нечто закономерное в том, что наш директор, Герой Социалистического Труда Ю. Е. Максарев, стал впоследствии председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. Ведь успехи славного танкостроительного завода были бы невозможны без того огромного вклада, который сделали изобретатели и рационализаторы. За один только 1943 год было внесено около трех тысяч предложений. Всем заводчанам, от директора до подсобного рабочего, стало ясно: план можно выполнить только в том случае, если все время искать новые пути, если бороться за каждую минуту рабочего времени.



Все заводские ресурсы, людские и материальные, поглощало основное дело изготовление танков. Порой хорошую идею трудно было реализовать, если для этого требовалась квалифицированная рабочая сила, сложная станочная обработка или дефицитный материал. Поэтому наиболее ценилась та смекалистость, которая позволила обойтись «ничем». Вот пример. Пять человек транспортировали детали из формовочного пролета в сдаточный. То и дело возникали заторы. Начальник сдаточного отделения Жигачев предложил положить наклонно плоскости и сюда же перенести бездействующую печь, чтобы сразу и отжигать детали. Цикл обработки сократился на пятнадцать часов! Дощатый настил вместо ленточных и цепных транспортеров. В теплых помещениях наклонные плоскости смазывали солидолом, а на морозе - просто поливали водой.

...До войны на нашем заводе трудились в основном мужчины. А теперь у станков стояли в основном молодые рабочие и женщины. Им не хватало ни опыта, ни квалификации. Заводские технологи решили создать оснастку, рассчитанную на полную неумелость. Так, молодой инженер Т. Поляков придумал захват - рабочие любовно называли его мальчиком - со щупальцами. У этого захвата был тот же «хватательный рефлекс», что и у маленьких детей. Вырваться от «мальчика» не могли даже очень тяжелые детали. Тот же инженер изобрел, как простейшим манером извлекать технологический крепеж после сборки. Эта операция занимала порядочно времени и снижала темп конвейера. Поляков надумал вытягивать крепеж сжатым воздухом! Испытали - здорово!

Расскажу еще об одной трудности, с которой столкнулся завод. Станочный парк работал в три смены, профилактический ремонт делать было некогда, новое оборудование не поступало. Потому стали расти простои станков, понижалась производительность труда. Что было делать? Конструкторы предложили свое: максимально укрупним детали и снизим тем самым объем механической обработки. Технологи - свое: уменьшим требования в системе допусков, где только можно. Станочники - свое: придумаем «ускорители ремонта» станков. В газете мы завели «технический уголок». В одном из них, помню, поместили чертежи приспособления для строжки станин с выработкой одного-двух миллиметров. Обслуживалось оно малоквалифицированными рабочими, а срок обработки уменьшился в два-три раза.

На наш завод стали даже направлять станки для ремонта со стороны. Никогда не забуду шестнадцать станков, прибывших к нам на восстановление из Сталинграда. Обгоревшие, пробитые осколками, с посиневшими от высокой температуры подшипниками... Да, люди могут выдержать то, что не в состоянии вынести металл. Наши ремонтники молча стояли перед ними, словно перед солдатами, вышедшими из смертельного боя. Опыт и оснастка умельцев танкового завода позволили закончить ремонт в три недели.

В «сороковые, роковые» не было на заводе мелочей, все было важно, все было для победы. Рацпредложения рассматривались молниеносно. Волокита была бы расценена не менее чем как помощь врагу.

Наладчица Белова сообразила, что головки болтов на многорезцовых станках нужно делать под один ключ. Экономия не столь уж большая, но, когда начальник отдела решил не торопиться с реализацией этой идеи, ему крепко влетело. Таков был стиль работы. Инженер Гузов придумал, как из пустых банок сделать обогреватели, ускоряющие разгрузку мерзлого песка. Сразу же его способ начали использовать благодарные грузчики.



Изобретательство стало на заводе массовым. Одно предложение за другим подавали рационализатор - самородок В. Захаров, неутомимый изобретатель Г. Посыпкин. Многие другие, к сожалению, уже не удержались в памяти. Но, как будто это было вчера, запомнился мне молодой инженер Борис Евгеньевич Патон. Наверно, первая статья о прославленном ныне советском академике появилась в нашей многотиражке. Окончивший в 1941 году институт Б. Е. Патон получил от своего отца письмо в эти грозные дни: «Аппаратура, разработанная до войны, оказалась малопригодной для надежной работы в цехах. Теперь разрабатываем аппаратуру, применимую в условиях напряженной круглосуточной работы...». Борис Евгеньевич приехал на Урал, и весь электромонтаж автосварочных установок, на заводе принадлежал ему. За эту работу он получил свой первый орден - орден Трудового Красного Знамени.

Институт сварки, возглавляемый академиком Е. О Патоном, разместился на территории завода. Созданный сотрудниками этого института способ сварки под слоем флюса позволил перейти на конвейерный способ производства танковых корпусов. Не все верили, что автоматическая сварка даст нужное качество. Было решено провести «проверку боем». На полигон доставили корпус танка, одна сторона которого была сварена вручную, а другая - по новой технологии автоматом. Загремели выстрелы Снаряды, выпущенные с близкого расстояния, разрушили ручной сварочный шов. Корпус разворачивают другим боком. Семь попаданий, но броневые швы устояли.

ПЛАНЫ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ

Потерпев сокрушительное поражение под Харьковом и в Крыму, советское командование потеряло стратегическую инициативу и перешло к обороне на всех участках советско-германского фронта. Основной задачей Красной Армии на период летних боев 1942 года стало выявление направлений основного удара противника и замысла проводимой им операции. Когда же стало ясно, что основной целью наступления немецких войск является разгром Красной Армии на южном участке советско-германского фронта с выходом к Волге, а также нефтяным месторождениям Северного Кавказа и Прикаспия, задачи советских войск были сведены к упорной обороне занимаемых позиций на локальных ТВД в составе Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов. Использование имеющихся в составе фронта бронетанковых сил и групп бронепоездов было полностью подчинено планам создания рубежей обороны как для позиционных, так и для маневренных действий, полому использование советских танков в составе мелких подразделений формально было вполне оправдано.

Говорят, для человека, побывавшего на войне, она длится всю жизнь. Думаю, что это точные слова. Мне не довелось воевать на фронте, но в тылу шла столь же напряженная битва, которую тоже не забыть никогда. И каждый раз, когда страна отмечает День Победы, мне хочется, чтобы наряду с прославленными героями люди вспоминали плавильщика П. Шарова, дававшего десять норм, медника Н. Хайдукову, заменившую одиннадцать человек, токаря В. Вислобокова, в пятнадцать раз превысившего обычную выработку, конструкторов М Кошкина, А. Морозова, Н Кучеренко и многих, многих других, доказавших всему миру, на что способен человек, борющийся за свободу своей Родины.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика