Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Морское приборостроение

С ВЫСТАВКИ - В ПРАКТИКУ

Морское приборостроение — крупная подотрасль судостроительной промышленности, удельный вес которой в общем объеме выпуска изделий составляет 21%, а к 2000 году, по прогнозам специалистов, возрастет до 27,4%. Такое развитие обусловлено прежде всего широким внедрением на судах и кораблях различных управляющих комплексов и систем автоматики. Кроме того, постоянное совершенствование технологий ремонта и восстановления судового оборудования требует внедрения прогрессивных методов измерений и контроля параметров узлов и агрегатов корабельной техники.

Поэтому, наряду с выпуском приборов, непосредственно входящих в системы судовой автоматики, создаются также устройства, предназначенные для ее диагностики, оперативного и качественного восстановления. Многие из таких устройств, реализующих новые идеи и технические решения в приборостроении, представлены на проходящей на ВДНХ СССР выставке-ярмарке «Судостроители — предприятиям народного хозяйства страны».



Среди экспонатов выставки немало приборов для контроля режимов работы различных корабельных механизмов, позволяющих обеспечить их надежную и безопасную работу. Поскольку «сердцем» любого судна является его энергетическая установка, многие из приборов предназначены для измерения параметров ее узлов и агрегатов.

Известно, что одно из главных условий устойчивой работы энергетической установки — высокое качество распыления топлива в камере сгорания. Для его количественной оценки предлагается установка У-289, измеряющая на выходе из форсунок дисперсность и концентрацию капель распыленного топлива.

Для проверки качества распыления топлива форсунками вспомогательных котлов приборостроители рекомендуют гидропневматический стенд, с внедрением которого существенно повышается производительность и улучшаются условия труда оператора. Поскольку стенд изготовлен в виде моноблочной стационарной конструкции, устанавливаемой в цехах судостроительных и судоремонтных предприятий, его функционирование обеспечивается путем подачи воздуха и воды из цеховых магистралей.

В настоящее время на кораблях возросло количество различных исполнительных гидравлических механизмов. От надежности их функционирования во многом зависит безопасность плавания корабля в целом. Для проверки, настройки и испытаний такого оборудования после его ремонта служит специальный стенд, позволяющий существенно повысить производительность труда и качество восстановительных работ. Он отличается универсальностью, обеспечивает проведение испытаний широкой номенклатуры гидравлической аппаратуры. Он может также эффективно применяться для входного контроля составных узлов гидравлического оборудования перед их окончательной сборкой.

Существенную помощь в обнаружении дефектов при восстановлении пневмо- и гидросистем может оказать акустический течеискатель, предназначенный для определения мест утечки рабочей среды путем измерения ультразвуковых колебаний, возбуждаемых проходящим через трещины воздухом. В устройстве реализован новый принцип корреляционного детектирования сигнала, благодаря чему увеличивается чувствительность прибора за счет снижения его собственных шумов. Прибор позволяет на расстоянии 0,5—4 м от контролируемой поверхности обнаруживать сквозные дефекты сварных швов корпусных конструкций. Кроме того, с его помощью можно проконтролировать плотность закрытия люков и других сочлененных узлов, требующих герметичности. Индикация ультразвукового сигнала осуществляется стрелочным прибором. На выставке-ярмарке демонстрируются также течеискатели со звуковой индикацией сигнала через наушники.



В последнее время для повышения безопасности плавания кораблей создается большое количество приборов, контролирующих в судовых помещениях различные параметры окружающей среды. Так, для определения величины напряженности электростатического поля и знака зарядов, возникающих при различных технологических операциях на нефтеналивных судах, предназначен прибор Е-ЭСП-7, представляющий собой моноблок с отдельным блоком имитации. Принцип его работы основан на том, что заряд, наведенный на фиксирующей пластине первичного преобразователя, под воздействием поля периодически изменяется при ее экранировании другой заземленной вращающейся пластиной. Образованный при этом на фиксирующей пластине переменный сигнал измеряется электронным устройством. По сравнению с отечественными и зарубежными аналогами прибор обладает повышенной точностью измерений (основная погрешность ±10%) и небольшими габаритами.

К приборам данного назначения можно отнести и устройства проверки пожарных извещателей, количество которых на кораблях достигает несколько десятков. На выставке представлены два таких устройства, предназначенных для проведения испытаний корабельных максимально-дифференциальных пожарных извещателей

МДПИ-028 и термоизвеща-телей взрывоопасности ТРВ-2. Первое из них выполнено в стационарном варианте и состоит из объединенных в одном корпусе имитатора и нагревателя. Отличительной особенностью прибора является возможность одновременного автоматизированного контроля четырех извещателей МДПИ-028, что существенно повышает производительность наладочных работ.

Второе устройство — переносное. Оно обеспечивает проведение работ в двух режимах — автоматическом и ручном. Прибор прост и удобен в эксплуатации, обладает повышенной точностью измерения. К его конструктивным особенностям можно отнести отсутствие вентилятора для создания теплового воздушного потока. Этот прибор, как и первый, питается от сети напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Масса переносного имитатора 5 кг, выносного нагревательного элемента 2 кг.

Как показывает практика, среди основных причин пожаров на кораблях — дефекты электрических кабелей, приводящие к короткому замыканию и их самовозгоранию. Поэтому большое внимание при выполнении электромонтажных работ уделяется проверке качества изоляции. На выставке демонстрируется высоковольтная испытательная установка

ВИУ-10 для определения электрической прочности изоляции кабелей и электрооборудования. Она обладает расширенными функциональными возможностями по сравнению с аналогами, имеет более высокую точность измерений и пробивное напряжение.

Кроме того, для контроля целости жил и поиска нарушений изоляции, а также для установления идентичности цепей многожильных кабельных изделий при их восстановлении предназначен специальный пульт. Он отличается простотой и удобством в эксплуатации. Испытываемый кабель подключается к нему через переходники с соответствующими электрическими разъемами. Результаты испытаний отражаются на индикаторном табло, на которое устанавливается прозрачный шаблон с изображением электрической схемы контролируемого кабеля. С помощью переключателя на пульте испытательное напряжение подается поочередно на каждую из цепей кабеля. Сравнивая высвечиваемые на табло связи с рисунком на шаблоне, проверяют правильность монтажа, целость жил и отыскивают дефекты в изоляции. Опытная эксплуатация пульта показала, что время на распайку и контроль кабельных изделий может сократиться в 10—100 раз по сравнению с ручными методами.



Как известно, расширение парка измерительных приборов на любом предприятии приводит к существенным трудностям, связанным с их своевременным метрологическим обеспечением. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение автоматизированных систем учета и поверки средств измерений, позволяющих значительно сократить время на метрологическое обслуживание приборов при одновременном повышении его качества. Одна из таких информационно-управляющих систем, построенная на базе мини-ЭВМ СМ-1420 и обеспечивающая автоматизацию учета измерительных приборов, представлена на выставке. Применяемые в ее составе программные средства облегчают работу оператора и способствуют простому и удобному общению с ней. В дальнейшем планируется создание и внедрение измерительных систем, позволяющих автоматизировать не только процесс учета приборов, но и их поверку.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика