Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Ледокол красин - 3 часть

В ноябре 1917 г. управление Флотилией Северного Ледовитого океана перешло в руки Центрального комитета флотилии. Значительные права были предоставлены Центральному комитету Мурманской флотилии (ввиду отдалённости Мурманска от Архангельска). Основной задачей стало снабжение красноармейских частей, отряда моряков и англо-французских войск, действовавших против финских белогвардейцев в районе Печенги.

Важным фактором в Гражданской войне в целом и на Севере, в частности, стало присутствие там иностранных интервентов. 3 марта 1918 г. был заключён Брестский мирный договор с Германией, а 15 марта на конференции премьер-министров и министров иностранных дел стран Антанты было принято решение его не признавать и начать военную интервенцию. На Севере поводом для этого стали возможность захвата германскими войсками запасов и создание баз для действия подводных лодок. Летом стало очевидно, что интервенты вскоре должны появиться и в районе Архангельска, где с середины июня 1918 г. активно действовала контрреволюционная организация, созданная капитаном 2 ранга

Г.Е. Чаплиным при английской поддержке. В течение полутора месяцев ему удалось привлечь на свою сторону ряд офицеров, в том числе занимавших командные должности в Красной Армии и флоте и даже сформировать будущее правительство во главе с Н.В. Чайковским.



22 июня 1918 г. по приказу члена коллегии Наркомата по военным делам М.С. Кедрова в районе Архангельска было введено военное положение. Через два дня коллегия Целедфлота утвердила решение о восстановлении должности командующего флотилией, которую вновь занял контр-адмирал Н.Э. Викорст - участник контрреволюционной организации.

1 августа в 6 часов утра к острову Мудьюг подошли английские и французский крейсера, авиатранспорт и ряд вспомогательных судов. Англичане захватили Северодвинский плавучий маяк и два тральщика. Экипаж тральщика Т-20 затопил свой корабль. После недолгой перестрелки с береговыми батареями острова (на которых оставалось 35 человек и два боеготовых орудия) английский десант при поддержке четырёх гидросамолётов занял Мудьюг.

Последней надеждой красного командования оставалось заграждение фарватера Северной Двины путём затопления там судов. Для этой цели выбрали ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович», которые вышли в море в 7 утра 1 августа.

По воспоминаниям участника событий с красной стороны Т.П. Зинкевича, написанным в 1922 г., решение о затоплении ледоколов принял Военный совет обороны Архангельского района, в состав которого входили полковник Н.Д. Потапов и адмирал Н.Э. Викорст. «По вопросу о заграждении фарватера (место для прохода судов) реки Двины было решено потопить ледокол «Святогор». На предложение одного товарища в Военсовете потопить английский пароход", товарищ Потапов ответил, что «дипломатических отношений Англия с нами ещё пока не порвала, а, следовательно, мы не имеем юридического права топить её судно». Вот в какие «правовые дебри» товарищ Потапов завёл Военсовет, а после этого было решено пароход вражеский не топить, а утопить для этого наш собственный первоклассный ледокол «Святогор».

В советской литературе по истории Гражданской войны указывается, что вооружённые ледоколы вышли для оказания артиллерийской поддержки батарее на Мудьюге. Приказ о затоплении непосредственно на суда поступил позже (хотя, возможно, решение об этом и было принято заранее). В книге С. Задубровского, написанной с использованием архивных документов и посвященной биографии председателя судового комитета «Святогора» Александра Терёхина, приводится упоминание о приказе адмирала Викорста. В нём говорилось, что ледоколы должны были прибыть к месту затопления к 24 часам 31 июля. «Не могу я выполнить этого приказа. Время отлива. Мы сядем на мель, ещё не доходя до места. Значит, часа в 2 -3 утра меня арестуют за невыполнение боевого приказа, и корабль останется без командира», - такие слова, обращенные к Терёхину, вложил в уста Драйера Задубровский. Нужно отметить, что, хотя ледоколы вышли в море утром, «Святогор» по пути к Мудьюгу сел на мель, но сумел сняться самостоятельно.

Другой участник событий, К.И. Васильев, вспоминал: «Ледоколы «Святогор», ныне «Красин», и другие, в общем числе три, хотя и были затоплены в Маймаксе, но не там, где это следовало бы, не на фарватере. В связи с чем препятствием к проходу вражеским кораблям служить не могли. Спустя двое суток союзники подняли их. Для того, чтобы действительно преградить путь противнику, надо было потопить на фарватере баржу с каменьями, а не ледоколы возле фарватера, но такова была воля Викорста и, возможно, что, до некоторой степени, ошибка командира «Святогора» Драйера, руководившего затоплением судов, не сумевшего затопить их там, где следовало».

Ещё один очевидец - военный моряк Лемешко - отметил, что «Святогор» «... затоплен... был очень плохо: носовая часть была погружена, а кормовая почти наружу». Третьим кораблём, затопленным в попытке перекрыть фарватер, стал минный заградитель «Уссури». В некоторых мемуарах и научно-популярных работах упоминается о том, что «Святогор» намеревались взорвать, но «козни врагов» помешали это сделать. Документально данная версия не подтверждается.

Команда же «Микулы Селяниновича» топить своё судно отказалась, заявив, что оно является «главной защитой города Архангельска». В итоге ледокол сел на мель во время маневрирования. При погрузке на тральщик плакали почти все офицеры и часть некоторых товарищей. Командир судна Гутерштрассер хотел броситься за борт; когда я удержал его, он заявил, что ему жалко оставить судно, к которому он привык. При погрузке на тральщика аэропланы подходили к нам, но обстрел из пулемёта заставлял их держаться на далёком расстоянии», - писал Лемешко.

Тот факт, что ледоколы преднамеренно затопили не на фарватере, подтверждает и Г.Е. Чаплин. «На приказание заградить фарватер и не допустить союзные суда в город, красный командующий флотом контр-адмирал Викорст выслал ледокол «Святогор» и ещё одно судно, которые и были затоплены, но так, что это не помешало союзникам около 10 часов утра со своими судами появиться у Архангельска».



Операция по подъёму, начавшаяся через два дня после затопления «Святогора», подробно описана в судовом журнале ледокола № 9 Архангельского торгового порта. «Суббота 3 августа 1918 года - в районе Архангельского порта... В 21 час 50 минут ошвартовались у ледокола № 7. В 22 часа 40 минут получили водоотливные шланги с ледокола №7 и отошли к ледоколу «Святогор», затопленному на Лапоминских створах... Воскресенье 4 августа 1918 года - в 0 часов 45 минут подошли к ледоколу «Святогор», стоящему немного правее Лапоминских створ ниже речки Лапоминки, затопленному на 29,5 фут, и ошвартовались у его левого борта. Команда вытаскивает шланги и приготовляем водоотливную машину. В 6 часов протянули шланги на «Святогор», два шланга спустили в главную машину, один в кормовую машину и один в кочегарку. В 6 часов 15 минут пустили водоотливную машину и начали выкачивать воду. Команда работает на две вахты, хлеба по установленной норме -1 фунт на человека в сутки не хватает. Разрешено исполняющим должность командира Хохлиным с разрешения командира ледокольного парохода «Соловей Будимирович» Рекстина - заведующего подъёмкой «Святогора», выдать команде по 1 фунту на этот день хлеба на каждого человека. В 12 часов дня стоим у левого борта «Святогора», выкачиваем воду - всего с начала выкачали 7 футов по всему ледоколу. В 24 часа стоим у левого борта и выкачиваем воду. Понедельник 5 августа 1918 года - в 2 часа ночи водоотливная машина больше не может брать, так как подъём воды в шлангах 25 футов, разобщаем шланги. В 3 часа разобщили шланги и отдались от борта кормой, куда затянулся буксир «Лебедин». В 10 часов отдали концы и отошли. В 10 часов 15 минут ошвартовались у правого борта «Святогора» и провели паровые трубы для действия механизмов на «Святогоре». В 12 часов 40 минут провели трубы и дали пар. В 16 часов сказано: в машину, чтобы готовили машину, так как «Святогор» поднялся, в 19 часов будет отлив и его можно по дрейфовать. В 19 часов 30 минут дали машиной средний ход, а потом полный вперёд, так как «Святогор» по дрейфовал. В 20 часов установили «Святогора» на левую кромку фарватера на мель и стоим у его борта, снабжаем его паром. В 24 часа стоим у правого борта «Святогора» и снабжаем его паром и электричеством.

Вторник6августа 1918 года в 4 часа стоим у правого борта «Святогора» и снабжаем его паром, команда работает у шлангов. В 7 часов начали приготовлять машину, чтобы буксировать «Святогора». В 7 часов 40 минут взяли с носу «Святогора» на буксир и начали стаскивать его с мели. В 8 часов 20 минут стащили с мели и потащили на Чижовки. «Лебедин» взял нас за нос. В 10 часов 20 минут поставили его у Чижовки на якорь, чтобы ему поднять пары и на вечерней полной воде самостоятельно идти в город...».

Командир «Святогора» Н.А. фон Драйер приказом нового командующего флотилией контр-адмирала Л.Л. Иванова был отчислен от должности с 1 августа (приказ по флотилии № 109 от 30 августа). Его место занял зауряд-прапорщик по морской части А.Е. Рубинштейн. 17 августа 1918 г. Драйера арестовали и поместили в Архангельскую губернскую тюрьму. Следствие продолжалось до мая 1919 г. За это время арестованный дважды находился на излечении, так как, по свидетельству врачей, страдал «...тяжёлой формой неврастении, осложнившейся в последнее время истерическими припадками в довольно тяжёлой форме».

Сур, состоялся 16-18 мая 1919 г. и завершилось всё печально: приказом Русским войскам Северной области № 216 от 13 июня 1919 г. был приговорён к смертной казни, а поданная кассационная жалоба была отклонена. Драйера расстреляли 26 мая 1919 г. 18 июля был вынесен приговор матросам ледоколов «Святогор» и «Микула Селянинович», которых обвиняли в противодействии союзникам при занятии Архангельска. Семь человек, в том числе А. Терёхина, приговорили к расстрелу (приговор приведён в исполнение в тот же день), двоих - к ссылке в каторжные работы на 15 лет, троих за недоказанностью обвинений - к бессрочной ссылке в Печорский край.

После установления власти белых «Святогор», вместе с рядом других кораблей и судов, был передан союзному командованию «во временное пользование». В журнале заседаний Верховного управления Северной области от 6 августа 1918 г. отмечено, что «...Управляющий отделом военных дел С.С. Маслов докладывает, что союзное командование в лице адмирала Кампа просит о предоставлении ему судов: посыльного - «Горислава», ледоколов - «Святогора», «Микулы Селяниновича» и восьми тральщиков из имеющихся сорока, на условиях, что суда остаются русской собственностью, но под союзным командованием и в его распоряжении до тех пор, пока будет союзное командование, а равно по соглашению русского и союзного командования.

Постановили: Предоставить союзному командованию просимые суда, под условием, что они будут плавать под русским флагом на время до конца военных действий или до более раннего срока, по соглашению русского и союзного командования. Дать об этом немедленный ответ адмиралу Кампу и поручить управляющему военным отделом озаботиться заключением с союзниками особого письменного соглашения по вопросам, регулирующим предоставление русских судов в их распоряжение».

Существует и ещё одна версия относительно передачи ледоколов англичанам. В докладной записке от 18 октября 1918 г., адресованной контр-адмиралом Викорстом управляющему отделением иностранных дел Временного правительства Северной области говорится: «Ледоколы перешли к английскому командованию тотчас после переворота, причём на «Святогоре» личный состав весь английский. Передача большинства этих судов состоялась после словесных переговоров, без всяких условий, по заявлению английского командования о надобности в них».



Формальной причиной передачи был тот факт, что Верховное управление (затем - Временное правительство) Северной области признавало себя в состоянии войны с Германией и предоставило корабли и суда в качестве союзнической помощи. Действительно, в течение первых месяцев ледоколы находились под русским флагом и обслуживались русскими моряками. Команда «Святогора» официально была уволена лишь 14 ноября 1918 г. «ввиду перехода ледокола в распоряжение Союзного командования». Но в дальнейшем англичане распоряжались попавшими в их руки судами так, как хотели.

Большую часть ледоколов, оказавшихся в британских руках, практически сразу увели в Англию. Когда именно туда ушёл «Святогор», достоверно неизвестно. Скорее всего, во время вывода Англией своих войск из пределов Северной области - с 1 июня по 12 октября 1919 г. На английской службе (но под норвежским флагом) «Святогору» довелось принять участие в первой операции, принесшей ему международную известность.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика