Обновления:

Популярное:
Какими будут самолеты



Причина ТехПрорывова



Преимущества бизнес-авиации



Навигационные системы



Советы для путешественников с собакой

Ледокол красин - 2 часть

СЛАВНАЯ СУДЬБА «СВЯТОГОРА»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

В целом «Святогор» повторял по конструкции «Ермак», но незначительно отличался от него и размерами, и увеличенной мощностью машин. Она стала больше на 2500 л.с, чем обеспечивалась лучшая лёдопроходимость. При этом в ходе эксплуатации и «Ермака» и «Красина» отмечалось, что оба они отличались повышенной рыскливостью при застопоренном среднем винте. Так, при плавании во фиорде в районе Бергена на «Красине» вышла из строя средняя машина. При работе бортовых машин на одинаковом числе оборотов ледокол начал уклоняться от курса то в одну, то в другую сторону на 9 - 10°. Капитан был вынужден остановить судно до исправления средней машины.

То, что «Святогор» изначально должен был работать в горле Белого моря, также обусловило ряд отличий. Более узкий ледовый пояс и меньший подъём срезанной части форштевня над ватерлинией в дальнейшем, при работе в Арктике, привели к потере ледокольной способности при максимальной осадке. Два боковых киля должны были способствовать уменьшению боковой качки (неизбежному явлению на всех ледоколах). При этом отсутствовал вырез в корме, предназначенный для буксировки судов во льдах вплотную, что сказывалось на проведении операций. «Успех буксировки ледоколами зависит не только от их мощности, состояния льда, загруженности, тоннажа и качеств проводимых судов, но в известной степени и от характера и надёжности буксирного устройства и приспособленности ледокола для буксировки. Так, например, ледокол «Красин», не имея кормового выреза для буксировки судов, а также достаточно мощной и прочной буксирной лебедки, справлялся с работой по буксировке судов во льдах Финского залива значительно хуже, чем другие линейные ледоколы, имеющие кормовой вырез и надёжные буксирные лебёдки» - отмечал в 1955 г. М.К. Петров. За счёт наклона труб в корму и наличия второй мачты, по сравнению с «Ермаком», новый ледокол имел более «лёгкий» силуэт.



Обшивка ледового пояса выполнялась двухслойной, а конструкция корпуса несколько упрощённой. Так, отсутствовал плавный переход от усиленного набора в оконечностях к более слабому в средней части. Для того чтобы ремонтировать винторулевую группу, кораблестроительный отдел Главного управления кораблестроения разработал проект специального кессона, постройку которого, обошедшуюся в 150 тысяч рублей, заказали заводу Армстронга. В.Г. Андриенко пишет о том, что кессон представлял собой «...док в миниатюре с воздушными ящиками по бортам и одной закрытой оконечностью. После насадки кессона на кормовую часть вода из забортного пространства выкачивалась водоотливными средствами ледокола через ледовый ящик, а из бортов устройства - с помощью собственной помпы». Кессон был погружен на «Святогор» и доставлен в Архангельск, но о его применении сведений не обнаружено.

ОПИСАНИЕ КОРПУСА ЛЕДОКОЛА

Корпус ледокола, набранный по поперечной схеме, делился десятью поперечными переборками (восемь из которых доходили до верхней палубы) на 11 главных водонепроницаемых отсеков. Помимо этого, внутренний объём корпуса подразделялся тремя палубами (верхней, жилой, главной), а также платформами, верхнюю из которых нередко называли нижней палубой. Жилые помещения располагались в носовой и кормовой оконечностях и соединялись бортовыми коридорами.

В носовой части ледокола (отсек 1) расположены дифферентные цистерны, под главной палубой в средней части носового отсека находятся цепные ящики и помещения, используемые для грузов.

Вся средняя часть судна под главной палубой (отсеки 2, 3,4 и 5) занята котлами (первое, второе, третье и четвёртое котельные отделения). Здесь же находятся бункера для угля.

В отсеке № 6 находится носовое машинное отделение с двумя бортовыми главными машинами, а в отсеке № 7 - кормовое машинное отделение со средней главной машиной.

По обоим бортам под нижней палубой и над ней вдоль первого и второго котельных отделений размещены бортовые угольные бункера, а вдоль третьего и четвёртого котельных отделений - креновые цистерны. Вдоль машинных отделений также идут бортовые угольные бункера.

В кормовом машинном отделении на нижней палубе с правого борта находится ремонтная мастерская, а с левого - судовая электростанция.

Двойное дно под котельным и машинным отделениями и поперечными переборками делится на шесть самостоятельных отсеков, каждый из которых разделён в продольном направлении вертикальным килем на цистерны левого и правого бортов. Все цистерны в двойном дне предназначены для хранения пресной воды.

Последний кормовой отсек является кормовой дифферентной цистерной.

Все отсеки на главной палубе, расположенные вдоль котельных и машинных отделений, могут использоваться для хранения судовых запасов, груза или угля. За кормовым машинным отделением имеется помещение для провизии, а за ним - румпельное отделение.

В носовой части жилой палубы располагаются каюты для командного состава, а кормовая часть этой палубы занята помещениями для команды.



В носовой части верхней палубы установлен брашпиль, а в кормовой - буксирная лебедка.

За носовым двухъярусным командным мостиком расположены шахты котельных отделений, дымовые трубы и шахты машинных отделений. Имеется также кормовой командный мостик.

Двойное дно простирается на протяжении всех машинно-котельных отделений: высота его в машинных отделениях -1500 мм, в котельных - 1220 мм. Внутренний вертикальный киль набирался из листов толщиной 13 мм на протяжении машинного отделения и 15 мм - котельных. По верхнему краю листов были уложены угольники размерами 90x90x15 мм, а по нижнем -125x125x14 мм. Днищевых стрингеров -три с каждого борта в носовой части, на остальном протяжении - по два. В районе машинных отделений поставлены два добавочных стрингера под крепления главных машин. Листы толщиной 9,5 - 12,0 мм, верхние угольники - 100x90x12,7 мм, в машинном отделении - 125x90x12,7, нижние-90x90x12,7 мм.

Скуловой стрингер поставлен нормально к наружной обшивке, толщина его 11,8 - 14,2 мм, верхний и нижний угольники 100x100 мм.

Сплошные флоры толщиной 12,7 мм в котельных отделениях, в остальной части 11 мм. Флоры в оконечностях, лежащих вне двойного дна, усилены, повышены и утолщены. Верхние угольники флор - 90x90 мм, а нижние - 100x90x12,7 мм имеют «высадки» для плотного прилегания днищевой обшивки и настила двойного дна. Толщина листов настила двойного дна 14,2 мм.

Борта ледокола наклонены к диаметральной плоскости под углом в 20°. Основные шпангоуты поставлены через 610 мм, с установкой промежуточных шпангоутов на всём протяжении ледокола. В средней части и в корме основные шпангоуты - углобульб - 270x90x12,7 мм, стоят от скулового стрингера до главной палубы и углобульб 165х90х 11 мм от главной палубы до верхней. Промежуточные шпангоуты идут от скулы до главной палубы, в носовой части они такого же размера, как и основные: углобульбы 300x90x12,7 мм с добавочным нижним угольником 90x90x12 мм, а от главной до верхней палубы углобульбы - 165x80x11 мм. На протяжении носовых дифферентных цистерн № 2 и 3 промежуточные шпангоуты поставлены также между главной и жилой палубами, а от дифферентной цистерны № 2 до форштевня - между главной и верхней палубами. Размер этих шпангоутов такой же, как и основных в твиндечном районе. Рамные шпангоуты в оконечностях корпуса стоят через четыре шпации, а в средней части - через шесть. Они состоят из листов шириной от 700 до 1200 мм, толщиной до 15 мм с двойными верхними угольниками 75x75x100 мм, наружными угольниками 155x100x15 мм.

В носовой части судна на протяжении дифферентных цистерн шпангоуты ниже главной палубы поставлены нормально к борту («поворотный набор»),

В средней части судна поставлены два бортовых стрингера: первый на уровне жилой палубы; он состоит из листа 900x11 мм, внутреннего ребра - углобульба 165x90x11 мм и наружного угольника 90x90x12,7 мм; второй стрингер расположен на уровне платформы, нормально к борту, с листом 700х 12 мм и наружными и внутренними угольниками 90x90x12,7 мм.

В носу поставлены два добавочных стрингера, а в корме - один. Они расположены нормально к обшивке и усилены по сравнению со стрингерами в средней части.

Металлический настил главной палубы 8,5 мм, стригнер 1200x11 мм, стрингерный угольник 150х150х 12,7 мм.

Бимсы - углобульбы 230х90х 12 мм стоят на каждом шпангоуте. Бимсовые кницы 910x810x12 с фланцем 75 мм.

Настил верхней палубы в носу 8,5 мм, в остальной части 7,5 мм. Палубный стрингер в средней части 1300x12,7 мм, в носу 850x12,7 мм, в корме 850x10 мм; стрингерный угольник - в средней части судна 125x125x12,7 мм, в носу - 100x90x13 мм, в корме - 100x100x10 мм. Бимсы - углобульбы 230x90x13 мм поставлены в носу на каждом шпангоуте, на остальном протяжении палубы - через шпангоут, карлингсы из листа толщиной 8,5 мм, нижних угольников 90x90x12 мм и верхнего 90x90x9 мм. Металлический настил покрыт деревом толщиной 76 мм. Верхняя и главная палубы не имеют седловатости.

Настил нижней палубы 11 мм. Бимсы - углобульбы - в носу 230x90x12 мм, в остальной части 165x90x11 мм поставлены на каждом шпангоуте. Нижняя палуба на ширине 850 мм около борта скошена под прямым углом к борту. Настил жилой палубы 10 мм. Бимсы - как у верхней палубы.

Стенки машинно-котельного кожуха имеют толщину от 7 мм вверху до 10 мм у главной палубы, ребра жёсткости - углобульб 90x75x8,5.



Продольные переборки идут на протяжении машинно-котельного отделения с толщиной листов у главной палубы 9 мм, внизу - 12 мм. Подкрепляющие ребра -углобульб 165x90x11 мм; в плоскости рамных шпангоутов поставлены усиленные ребра.

Наружная обшивка ледокола сделана двухслойной по ледовому поясу на всём протяжении ледокола, а в носовой части -от киля до ледового пояса; в корме удвоены прилегающие к ахтерштевню листы четырёх поясьев, расположенных ниже ледового пояса. В остальной части судна обшивка однослойная. Общая ширина ледового пояса 4,2 м, он возвышается на 870 мм над главной палубой и простирается на 1100 мм ниже нижней палубы.

В районе двухслойной обшивки пазы и стыки наружного и внутреннего слоев расположены «вразмёт». Пазы листов ординарной обшивки соединены внакрой с высадкой шпангоутов и нижних угольников флор. Диаметр заклёпок 22,2 и 25,4 мм.

Форштевень прямолинейный с наклоном к грузовой ватерлинии в 25°, сечение его У-образное. Форштевень имеет три полки: две - для соединения с наружной обшивкой, и третью - для присоединения к диаметральной переборке, расположенной в носовой части. Ахтерштевень ледокольного типа, конструкции аналогичной форштевню.

Балластные цистерны

Специфика работы ледокола обусловила наличие развитой балластной системы. Она включала три носовые цистерны (носовая № 1 - 144 т; носовая № 2 - 156 т; носовая № 3 - 338 т). Шесть цистерн с каждого борта между двойным дном, кормовую цистерну (196 т), четыре цистерны около винтов (по две с каждой стороны). Общий вес водного балласта составлял 1926 т.

Шлюпки и погрузочное оборудование

По бортам стоят шлюпбалки со спасательными и служебными шлюпками, а также краны для погрузки судовых запасов или угля. Плавсредства включали паровой катер, две спасательные шлюпки, два вельбота, две шлюпки-ледянки и баркас. Погрузочные средства были представлены двумя 2-тонными кранами в носу; двумя 10-тонными и одним 5-тонным в средней части корпуса, двумя 2-тонными в корме и одной самовыбирающейся лебёдкой.

Вооружение

Отдельно следует сказать о вооружении «Святогора». 12 октября 1916 г. начальник Морского генерального штаба адмирал А.И. Русин писал в докладе морскому министру: «На строящихся в Англии двух ледоколах «Святогор» и «Микула Селянинович» предполагалось поставить по 2 -76-мм пушки с каждого борта; в настоящее время, ввиду недостатка в 76-мм пушках, а также вследствие того, что практика вооружения судов Белого моря показала полную целесообразность установки орудий в диаметральной плоскости, Морской генеральный штаб предполагает иметь вооружение ледоколов, поставив по 2- 76-мм пушки в диаметральной плоскости». Морской министр дал согласие на данное предложение. В.Г. Андриенко пишет о том, что «По проекту вооружение состояло из четырёх 100-мм орудий с соответствующим оборудованием для хранения боезапаса...». Командир же ледокола, в ранее цитируемом документе от 14 октября 1917 г., упоминает о том, что на «Святогоре» были установлены четыре австрийских полевых орудия, подчеркивая при этом, что они «не удовлетворяют назначению». Андриенко указывает, что в 1918 г. были установлены по два 120 - и 76-мм орудия.

© 2001 AeroKZN.ru.
Копирование текстов запрещено.
Яндекс.Метрика